Самопознание - высшая цель и практика в эзотерике. Самопознание и развитие личности Техника создания и укрепления здоровых взаимоотношений

Это обзор самых популярных статей на тему духовного роста, счастья, самопознания и просветления. Не только теория, но и практика - упражнения, техники, медитации.

В начале списка - самые читаемые статьи (для широкого круга читателей), а ближе к концу - более «продвинутые» (для тех, кто «в теме»). Все статьи, так или иначе, относятся к теме самопознания и работы над собой. Список будет обновляться. Познавательного чтения! Обсудить материалы можно на форуме, пройдя по ссылке в конце каждой статьи. Также можно посмотреть отзывы и успехи людей, которые занимаются с помощью предложенных методов.

Ничто не случайно, или Почему происходят неприятности? - статья о том, что всё в этом мире тесно взаимосвязано, случайно ничто не происходит, в том числе неприятности и приятности. А также о том, как быть, чтобы не привлекать неприятности в свою жизнь. Другими словами, как стать счастливее. Важная информация для духовной практики и самосовершенствования.

Формула Счастья - не стану даже давать описание, так как эту статью должен прочитать каждый!

Сила благодарности и техника благодарения - о чудесах, которые творит благодарность, и описание техники благодарения, которая может стать ключом к гармоничной и счастливой жизни. Такая же сильная вещь, как и формула счастья.

Гуна благости, страсти и невежества - читать всем, очень познавательно и применимо на практике.

Карма и судьба - о судьбе, карме, и что с этим можно сделать.

Смирение - какова роль смирения в духовной практике и обычной жизни. К чему оно приводит. Есть ли связь между самопознанием и смирением.

Психологические причины болезней - и какова первопричина всех болезней.

Игры Сознания - о том, что вообще происходит в этом мире. Статья небольшая, но заставляет задуматься и ускоряет путь самопознания.

Просветление - что это такое и с чем его едят.

Принять как есть - способность принимать как есть, зачем она нужна, и что бывает при ее отсутствии.

Выход за пределы дуального ума (техники просветления, 1-й уровень) - техники для работы с дуальной структурой ума. Выход за пределы ума (дуальностей), способствует самопознанию и в конечном итоге приводит к просветлению.

Причина проблем, страданий, депрессий и болезней - название говорит само за себя. Узнайте главную причину всех этих неприятностей. Плюс рекомендации по искоренению.

Безусловная любовь - чем такая любовь отличается от обычной человеческой любви.

Внетелесный опыт - когда он случается, это может здорово поспособствовать разотождествлению с телом, что ускоряет процесс самопознания.

Свобода и обусловленность человека - в чем наша свобода и можно ли что-то сделать с обусловленностью.

Как стать счастливым - вот как раз об этом.

Упражнение «Я Есть» - универсальная техника просветления и самопознания.

Техники медитации - немного теории о медитациях, плюс полезные советы.

Небольшое практическое занятие, очень полезно в плане самопознания.

Как разлюбить и забыть (парня, девушку, мужчину, женщину) - очень популярная статья с несложными практическими советами.

Как вернуть любовь в отношения - без магии, хитростей и вреда для отношений. Дополняет тему отношений практикой.

Конфликты в отношениях - как наладить отношения с кем угодно.

Спасение 2012 - будешь ли ты спасен?

Как избавиться от эго - для тех, кто знает, зачем от него избавляться.

Правильный режим дня - чтобы выжать из духовного роста максимум. Ускоряет путь самопознания.

Правильное питание - немного информации о том, какие продукты и в какое время лучше всего перевариваются и усваиваются (полезная информация из ведических лекций).

Эгоизм и счастье - что бы вы выбрали? Или хочется совместить?

Как ускорить путь - если ваш путь самопознания недостаточно быстр.

Разумный и неразумный эгоизм - в чем разница и каковы последствия. Статья поможет в самопознании и улучшению жизни.

Повторение (воспевание) имен Бога - распространенная практика.

Семейные отношения - как их создавать, поддерживать и решать возникающие проблемы.

Как избавиться от негатива прошлого - теория + техника для избавления от негатива.

Продукты благости - самые полезные продукты питания.

Продукты благости и страсти - тоже полезно и необходимо.

Исцеляющие мантры - мантры в музыкальной обработке, разные стили.

Бхагавад-гита - эту книгу нужно прочитать каждому, кто стремится к самопознанию и познанию Бога.

Привязанность и непривязанность - как привязанность ведет к старадниям, и что можно сделать.

Далее идут статьи, не предназначенные для широкого круга читателей - по той простой причине, что не все могут переварить информацию. Однако, думаю, интересно будет всем. Эти статьи затрагивают вопрос самопознания самым непосредственным образом, ускоряя ваш путь просветления.

Есть ли свобода выбора - или ее нет? Хочется верить, что есть, не так ли? Но давайте исследуем этот вопрос глубже. Самопознание по мере чтения.

На всё Воля Бога - эгоистам не читать, плохо станет))

Высшая Реальность: Единство - попытка описать Высшую Реальность словами, что невозможно в принципе. Но почему бы не попробовать?

Работа ума: ловушки и хитрости - говорят, «моль на выдумки хитра», но по сравнению с умом она просто отдыхает.

Иллюзии Жизни - основные иллюзии жизни, которым подвержен почти каждый человек. Все человеческие страдания возникают из-за наличия этих иллюзий.

Иллюзия личной причинности - она же иллюзия личного авторства. Каковы последствия.

Личная ответственность человека - или это всего лишь иллюзия ответственности?

Концепция духовного развития - и самые распространенные концепции на пути самопознания.

Концепция Единства - статья способствует самоисследованию.

Как достичь просветления - какие техники самопознания можно использовать на своем пути.

Самоисследование и разотождествление - что само по себе является частью самопознания.

Самопознание - путь к истине - так оно и есть. Статья для всех духовно ищущих.

Истинное Я и ложное я - полезная статья для разотождествления и самопознания.

В поисках истины - вопросы и ответы об истине и просветлении, взяты из почтовой переписки. Только для тех, кто хоть немного "в теме".

Смотрите также Лучшие посты дневника за 2010-2011 годы

Статьи регулярно добавляются. Следить за обновлениями можно на главной странице сайта - «Самопознание ». Кроме того, все новые статьи появляются в моем дневнике . Заранее спасибо всем, кто добавил статью в цитатник! Быстрого вам самопознания!

Вы можете в любой момент

Как работают пожертвования? Человек отдает то, что по своей судьбе мог бы и не отдавать. То есть он отдает то, что является его собственным. Высшие силы видят, что правило нарушается, стереотипы ломаются - нужно что-то исправлять.

Человек отдает деньги на пожертвование в том размере, в каком считает нужным. Это зависит от возможностей, настроения. Нужно всегда задавать вопрос - зачем? Вы даете деньги по причине. И высшие силы смотрят, в какой гуне вы отдаете пожертвования: в невежестве, в страсти, в благости или в духовности.

Пожертвования в гуне невежества

В гуне невежества человек будет отдавать деньги, чтобы с ним ничего не случилось в будущем. Его мотив - страх и чувство вины.

Техника создания и укрепления здоровых взаимоотношений.


Перенастройте свои мысли, образы и реакции на волну мира и гармонии. Если вы видите в другом человеке ненависть, знайте, что ваше безмолвное выражение Божьей Любви к этому человеку рассеет в его уме и сердце все неугодное Богу. Это будет очень действенная молитва, которая освободит вас и его.

Замечательный духовный рецепт: молитесь за всех, с кем вы сотрудничаете, работаете, взаимодействуете и кого любите, желая им всяческих благ. Что вы желаете другим, то притягивается к вам.

8 самых важных глаголов


Смотреть
В оба. Взглядом умной лисицы, янтарными глазами совы, не упускать ничего и никого. Потому что в мире все внезапно и скоротечно. Одно единственное мгновение может забрать все. Без возврата. А может положить тебе на ладонь весь мир. А это значит - встречать рассветы, провожать закаты и не давать себе шанса что-то пропустить… Смотреть в глубину себя. В небеса. В любимые глаза.

Cлушать
Слушать. Свое сердце. Иногда — голос холодного рассудка. Звуки за окном, жизнь этого мира. Слушать музыку. Слушать чувственную вьюгу, чужие красивые и причудливые языки, урчание кошки… Тишину, а значит и бесконечность. Слушать и Слышать.

Что делает нас привлекательными для мира?


Что делает нас привлекательными для мира? Для людей, для ярких интересных событий, для г-жи Удачи?

Наверное каждый хоть раз задавался этим вопросом..Ответов может быть много и, наверняка они все верные:) Я лишь решила обобщить.

Так вот, миру нужен "проводник". Для него ценна наша открытость на уровне всех тел и включенность в процесс жизни.

Что стоит за пресловутым "полюби себя"?


Фраза "полюби себя и все пройдет" уже набила оскомину.

Сколько бы массажей не было сделано, платьев не куплено, а воз проблемы и ныне там. В чем же дело? Как всегда в интерпретации и упрощении, уплощении значения этого процесса.

Нельзя полюбить себя через использование внешних инструментов, нельзя заставить себя полюбить себя через силу и сопротивление. Как вы себе это представляете?

Сам для себя любящий родитель.


Представьте человека, который радуется жизни, искренне высказывает свои желания и чувства, ему все интересно и любопытно, он живет играючи. Попытайтесь побыть внутренне в таком состоянии. Как будто все хорошо, а на душе легко и радостно.

Человек этот очень напоминает ребенка, правда? И если взрослый человек чувствует себя и ведет подобным образом, то это значит что с его внутренним ребенком все в порядке, что именно в этот момент он заботится и любит эту часть себя.

Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин


Любовь - это коктейль из нейрохимических веществ

Каждый из «гормонов счастья» по-своему участвует в формировании любовного чувства. Известные нам радости и горести любви поразительно напоминают воздействие дофамина, окситоцина, серотонина, эндорфина и кортизола на организм человека. Половые гормоны тестостерон и эстроген тоже очень важны для эмоций, которые мы связываем с любовью, но в этой книге они не рассматриваются, поскольку непосредственно на создание ощущения счастья не влияют. Они лишь отвечают за особые физиологические реакции организма.

Талисман удачи: какие камни привлекают фортуну


Сейчас бум на различные талисманы на удачу и деньги, которые скупают мировые знаменитости у известных ювелиров, чтобы их дела в карьере шли успешно, а в личной жизни была гармония. Такой талисман удачи обычно выполнен из драгоценных и полудрагоценных камней. Какие же талисманы считаются сильными? Как их использовать и где носить? Читайте в нашей статье.

Талисман удачи для везения в делах и коммерции

Оливин, популярный камень Меркурия, часто используется как талисман на удачу и деньги. Его другое название — хризолит, он имеет золотисто-зеленый, прозрачный и чистый оттенок, с легким блеском. Оливин привлекает удачу, везение, помогает найти работу или дело по душе, дарит вдохновение.

Разговариваете сами с собой? Вот чем вы отличаетесь от остальных!


Разговоры с самим собой - это вообще-то признак гения. Самые умные люди на планете разговаривают сами с собой.

Посмотрите на внутренние монологи величайших мыслителей. Посмотрите на стихи! Посмотрите на историю!

Альберт Эйнштейн разговаривал сам с собой. Когда он был подростком, то желанием общаться со сверстниками он не отличался. Предпочитал все держать в себе. Einstein.org сообщает, что он “любил тихо повторять в разговоре с собой одни и те же фразы несколько раз”.

Как видите, я не одна. И я не совсем чокнутая. Я, вероятно, просто очень умна. Ха!

Разговор с самим собой заставляет ваш мозг работать более эффективно.

Современное образование сделало огромный скачок не просто в развитии и формировании знаний, умений и навыков, а в развитии интеллектуального потенциала молодого поколения. Однако в погоне за качеством знаний мы подчас забываем, что призваны готовить учеников не просто для поступления в вуз, а прежде всего – для полноценной, духовно наполненной жизни за стенами школы. Во всем мире, к сожалению, сейчас наблюдается кризис образования: информационная перегруженность учащихся с одной стороны, – и колоссальная бездуховность с другой.

В такой ситуации программа нравственно-духовного воспитания «Самопознание» – явление чрезвычайно актуальной. Инициировала её первая леди Республики Сара Алпысовна Назарбаева, так выразившая нравственный посыл своей деятельности: «Так повелось, что у казахов дети занимали особое положение в семье и обществе. Так принято и у других народов. Этот негласный этический закон должен помочь нам объединить усилия, чтобы дети действительно стали главным приоритетом, начальной главой книги общечеловеческих ценностей» (1, с.2) (1). В этом проявились животворящие идеи народной педагогики. Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл».

О необходимости вернуть в жизнь общества исконные духовные ценности сказал в своем Послании народу Президент республики Казахстан Н.А. Назарбаев: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности» (2, с. 19).

С этими требованиями согласуются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленной на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения:

раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;

формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу (3, с.4-5).

«Самопознание» как учебный предмет призван выполнять ключевую роль в нравственно-духовном развитии личности. Нравственно-духовное образование и воспитание подрастающего поколения в казахстанском обществе ориентировано на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей. Они позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознавать свою роль и предназначение в жизни.

Самопознание как процесс раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

Гимназия находилась в стадии экспериментальной апробации курса «Самопознание» 10 лет.

За годы эксперимента учителями самопознания было проведено огромное количество открытых уроков, семинаров, конференций и родительских собраний. В экспериментальную работу были вовлечены не только дети и учителя самопознания, а также учителя-предметники и родители, которые с интересом и благодарностью отзываются об этом предмете. Самопознание присутствует во всем образовательном процессе. Этот предмет неразрывно связан со всеми остальными.

С введением предмета «Самопознание» в гимназии большее внимание стало уделяться общечеловеческим ценностям, таким как любовь, дружба, забота, понимание, уважение, делающие личность духовно богатой, внутренне свободной, независимой и ответственной.

Методическое объединение учителей самопознания продуктивно работало в течение всего этого времени. На заседаниях проводился анализ мониторинга учащихся, вырабатывались практические рекомендации для учителей самопознания, классных руководителей, учителей-предметников и родителей. Обмен опытом работы: разработка и подготовка дидактического материала, рекомендации по проведению уроков, поиск и апробация эффективных форм и методов работы, методика отслеживания результатов экспериментальной работы.

В период с 2001 по 2011 учебные года учителя гимназии были участниками встречи с С.А. Назарбаевой, присутствовали на открытых уроках учителей самопознания РУОЦ «Бобек» и экспериментальных площадок г.Алматы, проходили курсы в РИПКСО.

На этих встречах, курсах, семинарах и конференциях мы получали информацию от людей непосредственно связанных с науками, ставшими основой предмета самопознание. Мы постигали научно-методические основы преподавания предмета самопознание: факторы актуальности его введения, концептуально-теоретические основы, дидактические основы преподавания, психолого-педагогические аспекты, методику преподавания и интерактивные формы обучения.

В состав творческой группы входили следующие учителя: Компанцева И.А.,Мельникова О.П., Роган В.Б., Зварич Н.В., Смелик М.А., Усачёва М.В, Баженова В.В. От администрации курировала эксперимент заместитель директора по нравственно-духовному воспитанию Компанцева И.А., психологическое сопровождение эксперимента - Протащик С.В.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Можно вычленить следующие направления системы духовно-нравственного воспитания в школе:

Коллективу школы предстоит огромная работа по развитию системы духовно-нравственных ценностей личности: гражданственности, патриотизма, уважения традиций семьи, толерантности и т.д. Для нас важно, чтобы у каждого ребенка проявилась способность анализировать поступки свои и других, опираясь на духовный эталон; чтобы каждый стремился преумножать свои положительные качества и избавляться от плохих, чтобы дети не зазубривали и выдавали правила нравственного поведения, сформулированные взрослыми, а научились размышлять над сутью нравственности каждого своего поступка, видеть ее корни.

Поэтому, определяя в качестве стратегической цели нашей гимназии развитие интеллектуального потенциала гимназистов через систему личностно-ориентированного обучения, мы ставим во главу угла предмет «Самопознание».

Одним из основных компонентов модели выпускника нашей гимназии наряду с высоким уровнем интеллектуального развития, владения культурой умственного труда, креативностью, является такое мировоззрение (взгляды и убеждения), в основе которого лежат общечеловеческие ценности: истина, любовь, добро, красота, совесть.

Основным принципом построения курса «Самопознание» является воспитание через позитив и ненасилие над личностью ребенка. Учитель, вступая во взаимодействие с учащимся, прежде всего, должен ценить естественные механизмы развития ребенка, терпеливо наблюдая за ним, строить свою работу, как сопровождающую, раскрывающую эти внутренние механизмы и качества личности.

Значимость уроков самопознания очевидна: на этих уроках закладывается фундамент системы ценностей, нравственно-духовный стержень личности ребенка. Самое главное, что эти уроки не сводятся к морализаторству: это хорошо – а то плохо, так делай, а так не делай. Мы имеем дело с чувствами, учим прислушиваться к своим чувствам, управлять ими, понимать чувства других людей. Учитель не навязывает свои представления о человеке, нравственности и культуре, но помогает ученикам в выработке своих представлений, направляя их, помогая устанавливать и развивать отношения между собой и другими людьми в ходе совместной деятельности. Теперь, может быть впервые за многие годы, его интересует не результат деятельности ученика, а сам ученик.

На уроках самопознания учитель предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя.

Необходима систематическая работа с родителями для сохранения и совершенствования положительных качеств личности учащихся, так как главным фактором воспитания является семья. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями. Учитель самопознания должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи, влияние семьи на личностное развитие ребенка, его характер, поведение. Совместно с родителями стараемся создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности.

В ходе проведения эксперимента особое значение приобрел мониторинг восприятия нового предмета.

На начальном этапе эксперимента восприятие нового предмета учащимися было неоднородным. Учащиеся с восторгом встретили отличие «Самопознания» от других дисциплин:

    отсутствие оценок;

    новое содержание и необычное построение урока;

    роль учителя и ученика на уроке.

Ребята искренне восприняли курс «Самопознание» и выделяли его среди прочих дисциплин, отмечая, прежде всего:

    возможность высказаться и быть выслушанным учителем и аудиторией;

    понимание психологических механизмов различных жизненных ситуаций;

    помощь данного курса в построении взаимоотношений с собой и миром;

    возможность задуматься над нравственно- этическими проблемами и решить их для себя;

    обратить внимание на свои человеческие качества и задуматься о своем месте и роли в мире.

В результате эксперимента мы получили следующие результаты:

    изменился в большинстве случаев стиль общения учащихся и учителей, особенно у начинающих педагогов и молодых специалистов;

    легче стало общение с учащимися, особенно подросткового возраста;

    улучшился контакт классного руководителя с классом;

    было отмечено возникновение у учителей личностных изменений, появился эмоциональный подъем;

    появилось новое направление внеклассной работы;

    возросла продуктивность урока;

    осознана возможность и необходимость интеграции курса «Самопознание» в другие учебные дисциплины.

В ходе массового внедрения предмета «Самопознание» особое место занимает мониторинг личностного развития учащихся, так как именно он дает представление о результативности предмета.

Диагностировать воспитанность учащихся более сложно, чем результаты их учебной деятельности.

В педагогической науке этот аспект развития наименее разработанный. Основная сложность задачи заключается в необходимости применения доступных (для внешнего наблюдателя), универсальных (по отношению к преподаваемому предмету) и унифицированных (по процедуре сбора, обработки и интерпретации данных) методов и средств отслеживания параметров развития. Только в этом случае мониторинг развивающей и воспитывающей направленности урока станет объективным средством суждения о качестве деятельности учителя на уроке.

Одной из важнейших задач поэтому является разработка способов отслеживания уровня сформированности нравственно-духовных качеств учащихся. Для обеспечения условий психолого-педагогического сопровождения курса «Самопознания» в нашей гимназии проводятся исследование влияния предмета «Самопознание» на:

    формирование нравственно-духовных качеств личности на микрогрупповом (социометрия), психофизиологическом (тревожность) индивидуально-психологическом уровне (самооценка);

    взаимоотношения в подростковой и детской среде;

    взаимоотношение детей с родителями, педагогами.

Считаем нужным привести высказывания наших гимназистов о предмете «Самопознание»:

Очень трудно быть подростком, бороться со своими проблемами. Общаясь на уроках самопознания, обсуждая их проблемы, ты понимаешь, что ты не одна, с тобой ребята, с такими проблемами.

(Кунаубаева Жамиля 7а)

Урок самопознания помог мне увидеть в любом человеке хорошие качества, дал понять, что плохих людей не бывает. (Рожкова Мария 7в)

Урок самопознания воспитывает у нас доброту и уважение к старшим и окружающим нас людям. Беречь природу. (Батеева Фариза 8г)

Благодаря уроку у меня появилась возможность раскрыть себя, свое «Я». На этом уроке учителя стараются раскрыть нашу добрую, и светлую сторону души. И помочь нам вытеснить из нашего сердца зло и непонимание.

(Казакова Виктория 9в)

Полученные результаты позволяют утверждать, что предмет «Самопознание» необходим. Благодаря уроку самопознания происходят изменения в учащихся: ребята, изучающие «Самопознание», более уверенны в себе, в своих силах, способностях. Они не бояться высказывать свою точку зрения и что, самое главное, у них отсутствует страх публично сделать ошибку. Стараются реально смотреть на свои удачи и неуспехи, достаточно критично относится к себе. Выражена доброжелательность, развито чувство сопереживания к ближнему. Ребята понимают, что личные качества важны для общения, ребята готовы работать дальше над собой, чтобы иметь много друзей. Это доказывает актуальность, своевременность и необходимость ведения курса «Самопознания».

Выяснилось, что предмет «Самопознание» позволил найти недостающее звено в системе современной образовательно-воспитательной деятельности, занял совершенно определенное место в структуре предшкольной, школьной и вузовской подготовки. Он не замещает другие предметы, а, напротив, дополняет отсутствующее в них содержание и восполняет утраченный отечественным образованием гуманистический потенциал. Помог глубже понять задачи современного образования для развития личностного потенциала подрастающих поколений, формирования у молодежи новой гражданственности.

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о собственном предназначении, смысле жизни, познает себя как личность. Данный психический процесс называется самопознанием. Познание себя начинается с самого рождения, когда ребенок начинает принимать себя как отдельное существо от своей матери. После чего в течение всей жизни самопознание формируется и преобразуется в зависимости от становления личности.

Процесс самопознания глубоко интимный. Некоторые ученые полагают, что самопознание во многом зависит от окружающей действительности. В детском возрасте ребенок выражает себя так, какой пример видит у своих родителей. Поэтому во многом познание самого себя проявляется в соответствии с окружающим миром.

Для того, чтобы понять свое предназначение, достичь баланса и гармонии с самим собой, необходимо реально оценивать степень познания самого себя. До самой старости человек познает глубины своего существования и делает определенные выводы о собственном месте в мире.

Самопознание

Процесс познания себя называется самопознанием. Он формируется на протяжении всей жизни, трансформируясь в зависимости от обстоятельств. На самопознание человека влияют различные факторы, такие как социальный статус человека, его социальные роли, характер и темперамент, творческие и физические способности и многое другое.

Формирование личности происходит на протяжении все жизни. Человек рождается, начинает изучать внешний мир и приходит к осознанию себя как отдельной личности. В младенчестве ребенок осознает и принимает себя через свою мать. В последующем он начинает понимать, что является отдельным от нее человеком, начинает учиться принимать и изучать себя, свое тело, поведение, реакцию на него окружающих.

Психологи утверждают, что влияние различных факторов на процесс самопознания необратимо. Поэтому чем больше положительных примеров ребенок увидит в детстве, тем обстоятельнее пройдет процесс самопознания в его жизни.

Психологическая зависимость от различных обстоятельств также может быть связана с какими-то трудностями в детском возрасте.

С процессом становления личности человек начинает понимать, что окружает его, в какой действительности находится, как влияет на него общество и как он сам влияет на общественные процессы.

Самопознание и развитие личности

Для того, чтобы человек смог реализовать себя в жизни, очень важно осознавать свое предназначение и место. Самопознание личности обеспечивает человека потенциальным успехом. От того, насколько глубоко он знает себя, зависит его самореализация и дальнейшая деятельность.

Люди, которые не могут найти свое место в жизни, обычно очень критичны, недоверчивы и придирчивы. Для того, чтобы научиться смотреть на мир реалистично, нужно сначала научиться видеть себя. Для достижения максимальных возможностей в своей жизни, человек должен познать себя.

Самопознание и саморазвитие неразрывно связаны между собой. Развиваясь, человек познает себя. Познавая себя, человек развивается. Эти два фактора всегда идут рука об руку. Невозможно развиваться, не познав свои предпочтения, возможности, таланты. Самопознание личности формирует определенный круг интересов и возможные сферы деятельности человека.

Многие люди уже в детском возрасте знают, кем хотят стать, когда вырастут. Такой процесс самопознания доступен не каждому. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему некоторые дети уверены в своем будущем, а другие — нет. Возможно, определенную роль играет потенциал родителей и их позитивный настрой. От воспитания ребенка очень сильно зависит процесс его самопознания.

Некоторые психологи утверждают, что процесс самопознания формируется по мере способности человека развиваться как личность. Ряд факторов, влияющий на данный процесс, обуславливают успешность развития личности, узнавая свой внутренний мир, темперамент, знакомясь со своими отличительными чертами и возможностями, человек начинает принимать себя таким, какой он есть. Это оказывает большую роль на процесс самореализации.

В зависимости от типа и способа мышления, человек получает определенный ряд качеств, которыми он будет обладать в жизни. От этого также будет зависеть саморазвитие. Кроме того, большую роль здесь имеет уверенность в себе. Закомплексованный человек будет менее востребован в обществе, несмотря на свои умения и таланты. Он не сможет выразить себя так, как хотелось бы ему самому. Поэтому процессы самореализации и самопознания также взаимосвязаны.

Самопознание и саморазвитие не только взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Развитие и прогресс невозможен, если не осознавать свою принадлежность, отличительные черты и качества. Человек развивается, узнавая о себе новое, тем самым использует свои новые качества на свою пользу. В процессе самопознания люди начинают осознавать свою важность, тем самым получая больше возможностей для развития. Человек, который развивается, растет над самим собой, становится мудрее, опытнее и востребованнее в любой сфере.

Виды самопознания

Становление личности претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. Существует несколько видов самопознания, которые играют огромную роль в межличностном и внутри личностном взаимодействии. Виды самопознания отличаются в зависимости от личностных процессов. Очередность данных процессов обусловлена различными факторами: анализ собственного я, принятие себя как личности, оценка своих возможностей и способностей.

Зная некоторые основы своего поведения и поведения окружающих, человеку будет легче развиваться, поскольку он будет понимать многие поведенческие моменты. Существует ряд способов, помогающих заняться самопознанием осознанно.

  • Самонаблюдение. Человек преднамеренно фиксирует свой взгляд на поведении, наблюдает за собственными реакциями на разные события, отслеживает свои взгляды и их зависимость от разных факторов. В результате анализа собственной личности, человек получает целостное представление о мире и сопоставление его с собственными ощущениями.
  • Самоанализ. Данный процесс тесно связан с самонаблюдением. Проанализировав некоторые моменты можно реально оценить свои возможности и поведенческие реакции, возникающие в процессы реакции на различные факторы.
  • Сравнение себя с другими людьми. Сравнивая собственное поведение и поведение окружающих людей можно трезво оценить многие ситуации и работать над исправлением собственных ошибок. Результатом успешного сотрудничества однозначно будет данный процесс. После внимательного изучения собственных реакций и реакций других людей, можно научиться успешно взаимодействовать с ними.
  • Моделирование личности. Используя собственные знания о личности, можно контролировать и регулировать многие психологические реакции. Понимая важность самоконтроля формируется ряд представлений о собственной личности и об окружающем мире.

В процесс самопознания человек начинает осознавать свою сущность, принадлежность и смысл собственного существования. Результатом самопознания является принятие себя как личности и умение находить даже в своих недостатках положительные черты.

Помимо того что существуют методы самопознания, есть также и средства самопознания, с помощью которых человек может легче пройти пути признания себя.

  • Отчет самому себе. Заключается в письменном или устном ежедневном отчете о пройденном дне, увиденном в течение дня, своем поведении. Обязательно фиксируются даже небольшие моменты. В настоящее время очень популярны блоги, которые ведутся в интернете. В них можно фиксировать все события, произошедшие за день. Если человек не желает выставлять напоказ свою жизнь, можно воспользоваться дневником, в котором будет вестись запись важных событий, происходящих в жизни.
  • Психологическая литература и кино. Существует масса полезных документальных фильмов о познании себя, а также профессиональной литература, с помощью которой будет легче разобраться с миропониманием и принять себя как личность. Сравнивая себя с героями фильмов или персонажами книг, можно получить новые знания о собственной персоне.
  • Психологические тесты. Они помогают людям выбрать направленность своих талантов, выделить темперамент и явные черты характера. С их помощью можно понять свою принадлежность какой-либо профессии или склонность к той или иной деятельности. Многие компании предлагают пройти не только профессиональные тесты, но также и тесты на изучение самореализации и личностного роста. Подготовленному человеку будет намного проще разобраться с разными ситуациями, предварительно изучив подобные работы.

Кроме того, всегда можно обратиться к психологу, который с помощью специальных методов поможет каждому человеку обрести знания о самом себе, помочь расставить приоритеты и определить функции самопознания для каждого человека. Психологическое консультирование очень развито в большинстве европейских стран. В России в последнее время также стали обширно развиваться центры психологического консультирования, где каждый человек может получить ответы на интересующие его вопросы, в том числе получить консультацию о самопознании.

Тренинги проводятся как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В зависимости от пожеланий и возможностей человека, можно подобрать для себя соответствующий метод. Не все люди могут справиться с данным вопросом самостоятельно, поэтому часто обращаются за консультацией к специалисту. Верное решение проблемы не всегда можно отыскать самому, поэтому нет ничего особенного в том, чтобы получить помощь специалиста.

Первичное самопознание

Процесс самопознания начинается с младенчества. На протяжении всей жизни он видоизменяется и приобретает все более очерченные формы. Первичное самопознание обретает свое становление еще в раннем детстве. От него зависит доверие к миру и к самому себе.

Самая первая ступень в самопознании — первичное. Ребенок формирует представление о себе и о других людях, начинает познавать мир, знакомится с реакциями людей и со своими собственными. Процесс самопознания заложен в мозге. С самого рождения человек начинает учиться принимать себя таким, какой он есть.

Благодаря правильно организованной помощи родителей, процесс первичного самопознания будет проходить легче. В связи с большим влиянием родителей на своего ребенка, часть его представлений о себе и об окружающем мире будет неразрывно связана с представлением о нем родителей. В результате похвалы или наоборот, появляющиеся конфликты в семье, ребенок начинает познавать себя и учится принимать мир.

Несмотря на то, что первичное самопознание закладывается в раннем возрасте, кризис данного этапа наступает в более зрелые годы. Встречая на своем пути какие-либо препятствия, несоответствие своим ожиданиям, измененный мир начинает представляться не таким, каким он был в раннем детстве. Подростки часто склонны идеализировать окружающую действительность, однако, в какой-то момент наступает кризис. Это и называется кризисом первичного самопознания, когда собственные представления стали претерпевать некоторые изменения, с которыми нужно смириться.

Конфликт с первичным самопознанием

В результате познания себя и окружающей действительности люди обычно выделяют некоторые факторы, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на их жизнь. Так, например, обычно большое значение для индивида имеет отношение к нему других людей. Общее впечатление о самом себе формируется, в том числе, и через взгляды окружающих на его личность.

Способы самопознания предполагают изучение собственного «Я» глазами окружающих. Владея определенной информацией от других людей, человек получает массу полезной информации о своей личности, а также формирует собственное мнение об окружающей его действительности.

Не всегда человек слышит и видит то, что хотелось бы. Поэтому нередко на этой почте образуется конфликт с первичным самопознанием. Люди склонны отмечать в себе лишь положительные качества, забывая о некоторых негативных моментах.

Вторичное самопознание

Целью самопознания является углубленное изучение собственных характеристик и использование их в собственных интересах. В результате становления личности, она претерпевает некоторые изменения, благодаря многим факторам, влияющим на жизнь человека.

С течением времени индивид может терять одни свои качества и приобретать другие. В результате такого процесса начинается частичное стирание представлений о собственном «Я». Претерпевая данные изменения, человек становится вынужден принимать «нового» себя. Через некоторое время начинается принятие себя через взгляд окружающих. Очень часто люди видят себя не такими, как видят их знакомые и родственники. Это тоже является частью самопознания. Принятие себя с разных позиций имеет огромную роль в процессе становления личности.

В процессе становления личности, наступает момент, когда человеку кажется, что он отлично знает себя и собственные реакции на что-либо. Этот период называется вторичным самопознанием. Он формируется после успешно пройденного кризиса первичного самопознания. Человек начинает осознавать собственную независимость, важность своих суждений и реакцию на них окружающих.

Для того, чтобы успешно пройти данный этап, необходимо лишь внимательно относиться к собственной личности на протяжении выбора особенно важных моментов.

5 простых упражнений на самопознание

Процесс самопознания продолжается постоянно, не прерываясь ни на минуту. Не всегда он происходит осознанно. Часть собственных знаний о себе мы получаем подсознательно. Не всегда есть возможность контролировать свои действия, однако большинство людей склонны анализировать свои поступки, даже после того, как прошло много времени. Существуют некоторые простые упражнения, которые помогают принять себя таким, каким есть.

Наблюдение за собой

Процесс самопознания характеризуется массой различных оценочных суждений о себе. Так, например, наблюдая за собой преднамеренно, можно выделить у себя множество качеств, которые ранее совершенно не замечал.

Когда наблюдаешь за своим поведением и начинаешь отслеживать собственные реакции на различные раздражители, появляется чувство удовлетворенности и контроля над действительностью.

Детальное сравнение

Сравнивая себя с другими людьми, индивид получает массу полезных знаний и о собственной личности. Процесс самопознания будет проходить более успешно, если человек пользуется методом сравнения себя с другими людьми.

Процесс самопознания формируется в ряде случаев исключительно благодаря сравнению. Детальное изучение поведения других людей и сравнение их со своими собственными накладывает большой отпечаток на самопознание.

Составление личностного портрета

Данный метод подразумевает углубленное изучение собственной личности путем составления личностного портрета. Этим методом пользуются многие психологи, помогая пройти путь к самореализации на персональном консультировании.

В результате самопознания с помощью данного метода, можно получить много новых знаний о своем поведении, реакции на конфликтные ситуации, а также сделать анализ некоторых поведенческих реакций.

Данный метод помогает строить благополучные отношения с людьми, поскольку в результате составления личностного портрета, человек начинает понимать особенности и реакции собственного «я». Тем самым он получает возможность самоконтроля во многих ситуациях.

Соединение противоположностей

Поскольку человек за свою жизнь сталкивается со множеством различных ситуаций, никогда нельзя исключать то, что он может столкнуться с противоположными объектами. Так, например, предполагая положительную реакцию на поведение другого человека, он может неожиданно увидеть негативный вариант.

Это связано с особенности целостного восприятия самого себя и других людей. Поэтому особенно важно уметь контролировать свои эмоции и отслеживать собственные желания и чувства. В результате принятия себя процесс самопознания становится намного проще.

Оценивание людей с упором на новые знания полученные в процессе саморазвития

Сравнивая себя с другими людьми, можно узнать много нового о собственной личности. Самопознание подразумевает сопоставление и анализ различных ситуаций. Вокруг каждого человека происходит множество изменений. Жизнь не стоит на месте и водоворот событий подразумевает постоянное развитие. Для верной оценки ситуации, человеку всегда следует сравнивать свое поведение и реакции с другими людьми.

Личность претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Самопознание помогает человеку понять, как можно улучшить свою жизнь, ведь благодаря верной реакции в каждой конкретной ситуации можно научиться управлять событиями.

Существующие способы самопознания помогают сформировать верное мнение о собственной личности, чтобы в дальнейшем использовать его для своей выгоды. Благодаря верному познанию и принятию самого себя, человек получает массу новых открытий, становится более открытым окружающему миру и находит гармонию с собой.

Загрузка...
Top