Ситуации и поступки влекущие за собой. Каждое действие влечет за собой последствия. Список использованной литературы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодняшнюю ситуацию в стране можно охарактеризовать как череду социально-экономических изменений, которые имеют для граждан последствия различного характера. Эти изменения пошатнули социальные и культурные основы, что привело к нравственному и духовному кризису. Особенно остро кризис «ударил» по подросткам. В их правовом сознании можно наблюдать такие элементы как: правовой нигилизм, нарушения в их системе ценностей, правовая безграмотность. Как бы печально это не звучало, но эти элементы плавно становятся «нормальными» явлениями современного российского общества.

От позиции подрастающего поколения в общественной жизни, ее грамотности в различных ситуациях, уверенности в завтрашнем дне и активности зависит будущее нашего государства во всех известных нам сферах жизни общества.

В подростковой среде встречается много негативных явлений: употребление алкоголя и наркотиков, курение, преступность, беспризорность, отсутствие занятости. Что является причинами этих явлений? Исходя из выше изложенного, можно предположить, что причинами являются как раз те элементы, которые наблюдаются в правовом сознании несовершеннолетних.

Проступок, преступление, правонарушение - эти слова отличаются друг от друга по смыслу и написанию, но в сознании многих людей между ними стоит знак равенства. Почему так происходит? Это незнание русского языка, правовых норм или нежелание ознакомиться и с тем и с другим? Еще сложнее с пониманием значения этих слов дело обстоит у подростков. Правовая неграмотность подрастающего поколения влечет за собой ужасающие последствия: преступность становится моложе, количество правонарушений, совершаемых подростками увеличивается, проступки совершаются ежедневно. Но вот что самое неприятное в этой ситуации: юноши и девушки, оказавшись в незнакомых им правовых ситуациях, не пытаются понять и оценить свои поступки с позиции права или хотя бы с точки зрения окружающих их людей (общественного мнения), а поступают так, как им хочется и такой выбор чаще всего правильным не является.

Здесь сразу возникает пример из малоизвестного современному подростку фильма «Лошади в океане», в одной из сцен которого цыганенок Гришка рассказывает, как он «не за что» попал в СИЗО. По его словам, он шел по улице и увидел в окне дома магнитофон. Он был таким красивым, из его динамиков раздавалась приятная музыка. Он проник в дом и взял то, что ему понравилась. «Ведь это воровство!» - воскликнет любой человек с не пошатнувшимися ценностями. Но паренек подумал иначе: нет ничего плохого, ведь он неграмотный, поэтому и наказывать не за что. Прошло почти тридцать лет с момента выхода этого фильма, а правовая безграмотность продолжает оставаться важной проблемой современных подростков. Именно она является причиной многих необдуманных поступков, которые в последствии способны испортить жизнь. Если в подростковом возрасте не получить необходимые знания, то и в старшем возрасте последствия не заставят себя ждать. Ведь если правильное с точки зрения права поведение не стало привычкой в юном возрасте, то уж тем более этой привычке не закрепиться в зрелости.

Проблема правовой неграмотности остается актуальной и по сей день. Многие бы сказали: «Куда смотрит школа? Почему родители не объясняют своим детям как нужно себя вести? Зачем все эти чиновники, пишущие законы и различные программы по работе с подрастающим поколением, если с каждым годом малолетних нарушителей закона становится все больше!». Безусловно эти факты имеют место в нашей жизни, но как правильно организовать работу по правовому воспитанию? Только ли педагоги и чиновники должны решать эти наболевшие вопросы?

Отчасти - да, но ведь есть молодые люди, которым небезразлично будущее их страны, почему бы подросткам с активной жизненной позицией не попробовать свои силы в решении этой проблемы?

В нашей работе мы хотели попробовать это сделать. Во-первых, понять, что же такое правовое воспитание, во-вторых, какие средства будут эффективными в работе с подростками, в-третьих, как скоро и какого качества будут результаты.

Цель исследования - выявить уровень знаний учащихся по теме «Проступок, правонарушение, преступление» и оценить уровень правовой грамотности по данному вопросу.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучив литературу, составить вопросы анкеты, провести опрос учащихся МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина и подвести его итоги;

Подобрать материалы и разработать занятие, повышающее уровень правовой культуры в интересующем нас вопросе;

Разработать информационно-познавательные листовки для распространения среди учащихся.

Результатом нашей работы должны стать не только итоги анкетирования, иллюстрирующие осведомленность учащихся в вопросе знаний учащихся по теме «Проступок, правонарушение, преступление», просветительская работа среди учеников нашей школы для повышения их уровня правовой грамотности, но и создание команды юных активистов, которые готовы заниматься правовым просвещением.

Глава 1. Правовая неграмотность и правовое воспитание

1.1. Правовая неграмотность

Правовая неграмотность как фактор, влияющий на совершение противоправных деяний, по результатам многих исследований вышел на первое место с огромным преимуществом. Жизнь показывает, что уровень правовой культуры в крайней степени низок, 12% населения России хорошо подкованы в правовых вопросах, а как же быть с остальными 88 %? При этом незнание и непонимание законов не может освободить от ответственности. Жизненные реалии таковы, что люди начинают изучать законодательные акты лишь тогда, когда столкнулись с проблемой, потому что не знают, как себя защитить и правильно вести в сложившейся ситуации. Особенно эта проблема касается подростков.

В сложившейся социально-экономической ситуации в обществе особенно остро стоит проблема борьбы с преступностью. Между тем, преступность распространяется быстрыми темпами, вовлекая в свои ряды все большее количество несовершеннолетних. Школа не способна охватить все сферы жизни и развития подростка, а дети все больше поддаются влиянию улицы. В семье родителям зачастую некогда объяснять своему чаду, что такое хорошо и что такое плохо, тем более им некогда найти минуту для правового воспитания. Такие условия порождают информационное отчуждение подростка от социальных и правовых норм. Следовательно, создаются предпосылки для совершения правонарушений: отсутствие контроля со стороны родителей, не занятость во внеурочное время, низкая значимость и потребность в образовании, преобладание материального над духовным в голове подростков. Здесь то и появляется необходимость формировать и развивать сознание подрастающего поколения, так как отсутствие правовых знаний и правовой культуры ведет к непрерывному росту преступлений, совершаемых молодыми людьми, а также окрашивает их все более мрачными красками, потому что преступления становятся более жестокими и наносят все больший вред как самим подросткам, так и обществу в целом.

1.2. Правовое воспитание

Рост подростковой преступности тревожит российское общество, поэтому профилактика правонарушений должна занять ведущее место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Особое место в такой работе должно отводиться формированию правовой культуры подростков.

Сегодня складывается неоднозначная ситуация - «у семи нянек дитя без глаза», которая выражается в том, что на уровне региона предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних занимаются 40 различных государственных органов, учреждений, организаций, а сдвиги в состоянии динамики правонарушений незаметны. Исходя из этого можно сделать вывод, что правовое воспитание нужно начинать как можно раньше, необходимо формировать законопослушное поведение, правовую этику и правовую грамотность среди несовершеннолетних.

Под правовым воспитанием в «Теории государства и права» под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» 1 .

Цель правового воспитания - формирование теоретических основы правового сознания и правовой культуры, систематизирование знаний о праве, привитие интереса к праву и его изучению.

Главные задачи правового воспитания - усвоение правовых норм, выработка правильной правовой позиции, приобретение и применение на практике основ законодательства, формирование уважения к праву и потребность соблюдать закон.

Сегодняшний подросток очень мобилен, интеллектуально активен, восприимчив ко всему новому и интересному, но часто его активность направляется на пустое времяпрепровождение, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений. Поэтому посредством правового воспитания и людей, которые им занимаются необходимо создать возможность сознательно участвовать в общественно-политической деятельности.

Такого рода воспитание должно начинаться с раннего возраста. Школа и учреждения дополнительного образования должны стать агитатором участия юношества в общественной жизни, формировать у подростков чувство гражданственности, потребность иметь свою точку зрения и умения ее выражать, а также научить заботиться о своем благополучии и преуспевании своей страны.

Для работы с подростками в рамках правового воспитания используются отдельные традиционные методики, а также сочетание нескольких методик:

Лекционные и семинарские занятия, тематические беседы;

Сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации;

Дискуссии и ток-шоу;

Развивающие и интеллектуальные игры;

Тесты, анкетирование 2 .

Создание воспитывающей правовой среды обеспечит целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения учащихся, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

Подводя итоги вышеизложенному, нужно отметить, что привитие правовой грамотности, правовой культуры и этики окажет положительное профилактическое воздействие на состояние подростковой преступности и достигнет поставленных целей.

Глава 2. Проступок, правонарушение, преступление

Начнем работу этой главы со слов выдающегося древнеримского оратора, политика, философа, писателя Цицерона. Смысл этой фразы подходит к актуальной проблеме нашего века - правовая безграмотность, которая будет существовать еще долгое время, если мы не будем с ней бороться. Основные задача, которую мы ставим перед собой: попытаться разобраться действительно ли основной причиной проступка, правонарушения, преступления является правовая неграмотность граждан РФ.

2.1. Человек и закон

Человек - это биосоциальное существо. Для выполнения своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни различных отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь как положительное влияние, так и отрицательное. Правовые нормы устанавливают своеобразные границы социально значимого поведения граждан, коллективных объединений, должностных лиц.

В Российской Федерации существует свой свод законов и правил. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать их и блюсти закон. Но многие люди не знают даже и половины законов, которые стоит знать каждому гражданину, и от этого возникают проблемы с правовой неграмотностью людей.

С точки зрения права, можно выделить два основных вида поведения человека - правовое, т.е. юридически значимое, влекущее за собой определенные последствия, установленные рамками правовой нормы, и юридически безразличное, т.е. лежащее за рамками нормативного регулирования и оцениваемое с моральных и нравственных позиций.

Большинство поступков в правовой сфере являются правомерными и лежат в основе нормального функционирования общества. Выбирая вариант своего поступка, человек как минимум должен знать предъявляемые к нему правовые требования. Гражданам важно знать основные начала, принципы действующей в данном обществе правовой системы, способные послужить своего рода ориентиром для их правового поведения. В свою очередь государство, закрепляя в Конституции РФ положение о том, что "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (гл.1 ст. 15), обеспечивает население необходимой правовой информацией, в связи с чем, небезосновательным является, действующий в правовой сфере принцип "незнание закона не освобождает от ответственности".

Многие люди, в нашей стране, не знают своих прав и обязанностей. Большинство просто не открывали конституцию и не знают, что такое нормативный правовой акт. Бюджетный, таможенный кодексы - густые дебри для людей, не соприкасающихся с ним.

Еще людям трудно сориентироваться в поправках, которые вводятся слишком часто. Таким образом, издавая новые законы, нужно очень тщательно продумать все детали, касающиеся этого закона.

В кодексах РФ огромное количество статей, а ведь в каждую из них нужно вникнуть, чтобы понять истинный смысл. Человек не грамотный в этой области просто запутается. Это и есть очень важная проблема - сложность закона. Для этого нужно хорошо понимать их смысл.

2.2. Проступок, правонарушение, преступление

Давайте разберем, что же такое проступок, правонарушение и преступление.

Правонарушение - виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Такие как проступок и преступление.

Проступок - это мелкое нарушение, которое чаще всего можно списать на неосторожность или элементарное пренебрежение правилами и нормами. Он может быть совершен в отношении административных норм или норм моральных.

Проступок делится на три категории: дисциплинарные проступки, нарушения административного типа и, наконец, гражданские проступки.

Бытует мнение, что проступок - это первый шаг к преступлению, поэтому даже незначительные нарушения могут привести к достаточно серьезным последствиям в результате повторения или усугубления.

Гражданские проступки можно назвать одними из наименее опасных для общества в целом. К данной категории можно отнести, к примеру, нарушения в отношении авторских прав или условий другой документации.

Аморальный проступок - это совершение намеренного действия, имеющего насильственный характер в отношении другого человека. В данном случае есть определенные особенности, о которых будет сказано далее.

Административный проступок заключается в том, что решение зависит от убеждений и собственных критериев оценки нормативности. Так, то, что для одного человека может быть расценено как насильственные действия, для другого окажется просто недостатком воспитания.

С таким понятием, как дисциплина, мы сталкиваемся практически каждый день. Оно понимается по-разному, в зависимости от ситуации, однако если говорить о главном, самом прямом значении, дисциплина - это соблюдение определенных правил и норм, выполнение обязанностей.

Чаще всего дисциплинарный проступок - это нарушение условий трудового договора в целом и прописанной в нем дисциплины в частности. В данном случае к одинаково серьезным последствиям могут быть отнесены как недобросовестное отношение к своим обязанностям, так и полное их игнорирование.

Один из самых часто встречающихся видов нарушения законодательства. Административный проступок - это в одинаковой мере безбилетный проезд и нарушения правил и норм поведения в общественных местах.

В этой категории спектр возможных вариантов наиболее велик. По сути, любой административный проступок - это посягательство на установленный на законодательном уровне порядок или результаты взаимоотношений исполнительной и распорядительной власти.

Так, в категорию проступков такого рода попадают неаккуратное вождение или несоблюдение правил пожарной безопасности, санитарных норм. За нарушения данного характера человек привлекается не к уголовной, а к административной ответственности.

Проступки уголовного характера обсуждается в среде юриспруденции уже более 25 лет. Тем не менее, к однозначному мнению относительно этого прийти еще не удалось. Уголовный проступок - это, по сути, правонарушение, не подпадающее под категорию преступного. В основном к такому рода нарушениям относят преступления, которые по факту совершения не представляют большой общественной опасности.

Правонарушения, которые не предусматриваются нормами Уголовного кодекса, относят к проступкам, остальные же к преступлению.

Что такое преступление? Определение преступления сводится к следующему: это общественно опасное, противоправное, виновное, наказуемое деяние, которое приносит значительный вред общественным отношениям (охраняются уголовным законом) или создают угрозу причинения ущерба. Преступление обладает такими основными признаками, как повышенная степень опасности для общества и значительный ощутимый вред окружающим (от государства до личности).

Законодательство Российской Федерации предусматривает 13 вариантов наказаний за совершение преступления:

Лишение звания (специального воинского или почетного), наград;

Лицо лишается права занимать определенные должности либо вести определенную деятельность;

Проведение обязательных работ;

Проведение исправительных работ;

Вводится ограничение по военной службе;

Имущество конфискуется;

Свобода ограничивается;

Наказуемого содержат в дисциплинарной воинской части;

Лишение свободы на определенный срок;

Пожизненное заключение;

Смертная казнь (с 1997 года в РФ введен на нее мораторий).

Безусловно, преступление - самый опасный вид правонарушения, в отличие от проступка. Преступление и проступок различаются тем, что у них разная степень негативных последствий. Общими признаками обоих видов правонарушения является то, что и за преступление, и за проступок следует понести ответственность. Зная, что такое преступление, можно понять, что ответственность в данном случае будет уголовная. Проступок же приводит к дисциплинарной или административной ответственности.

Граница между преступлением и проступком очень тонкая. Любое мелкое отступление от закона в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям. Следовательно, любому гражданину необходимо знать, понимать и соблюдать законы.

Глава 3. Итоги проведенной работы

3.1. Итоги анкетирования

Мы провели анкетирование (анкета представлена в приложении 1) среди учащихся 7-го, 9-х и 11-го классов в нашей школе. С его помощью хотелось выяснить, что знают подростки о понятиях «проступок», «правонарушение», «преступление», знакомы ли ученики с законами нашего государства и мерами наказания за противоправные действия, высок ли уровень правовой грамотности и культуры.

Одной из гипотез, которая легла в основу опроса состоит в следующем: уровень правовой грамотности и правовой культуры выше у учащихся старшего возраста, которые в курсах «Обществознание» и «Право» получили минимальные сведения о правовом поле своей страны, чем у подростков младшего возраста.

Доказательство этой гипотезы позволит серьезно отнестись к мнению ученых о том, что чем раньше начинается правовое воспитание, тем больше возможность воспитать в подростках ответственность за свои поступки, привить интерес к изучению права, сформировать теоретическую основу правового сознания и правовой культуры, а также предотвратить с помощью основ правовой грамотности правонарушения среди подростков и выработать потребность соблюдать закон.

Первый вопрос был открытого типа и был призван выяснить понимание подростками понятие «преступление». Среди учащихся 7-го класса только один человек смог правильно ответить на этот вопрос, что составило 6 % от общего числа опрошенных. Из учеников 9-го класса 8 человек правильно сформулировали ответ на этот вопрос, что составило 23,5 % опрошенных. Из учащихся 11-го класса 7 человек из 20 правильно понимают это понятие, 35 %. 22 % от общего числа опрошенных дали верный ответ. В целом, ответы на первый вопрос приводят к печальному выводу - подростки почти ничего не знают о том, что такое преступление, а значит, совершая поступок, квалифицированный Уголовным кодексом РФ как преступление, они не будут знать, что нарушают закон.

Второй вопрос направлен на сравнение понятий «проступок» и «преступление», а также понимание подростками того, что между этими понятиями нельзя ставить знак равенства, так как они подразумевают совершенно разные действия и наказания за них. Среди учащихся 7-го класса разницы между «проступком» и «преступлением» не понимают 3 человека, 16,7 % опрошенных. Из 9-х и 11-го класса только по одному человеку не видят разницы между данными понятиями, соответственно 3 и 5 %. Результаты показали, что 7 % учащихся не могут оценить разницу между «проступком» и «преступлением». Единственное, что не дает оценить ответ на данный вопрос тот факт, что этот вопрос не раскрывает полного понимания разницы подростками между смыслом этих слов и ответственности за данные нарушения.

Третий вопрос сформулирован таким образом, что дает возможность оценить указанный выше факт и понимание ребятами меры наказания за проступок. Среди учащихся 7-го класса 12 человек не понимают, какое наказание ждет человека за проступок, 67 % опрошенных, а это значит, что ребята до конца не понимают разницу между понятиями «проступок» и «преступление» и путаются в мере ответственности за данные действия, и только 2 человека подтвердили свое непонимание и отсутствие знаний в этом вопросе. Учащиеся 9-х классов дали следующие ответы: 11 человек неверно ответили на третий вопрос, 32 % опрошенных, 68 % подтвердили свое понимание данных понятий. В 11-м классе 5 человек, 25 %, дали неверный ответ, один человек подтвердил отсутствие понимания разницы между данными во втором вопросе понятиями. Общее число учащихся, давших неверный ответ, составляет 38 человек, 53 %. Вывод неутешителен! Более половины подростков не видят разницы между поступками, опасность которых для общества и наказания за них неодинаковы. Это значит, что, совершая подобные деяния, они в один ряд ставят нарушение Устава школы и кражу, а последствия и наказания, следующие за ними, видимо одинаковые.

Четвертый вопрос требует понимания понятия «правонарушение». Учащиеся 7-го и 9-х классов не смогли сформулировать ответ, который бы говорил о том, что они хотя бы знакомы с этим термином. Ученики 11-го класса дали более обнадеживающие ответы: 4 человека дали верный ответ на данный вопрос, 20 % опрошенных. Вывод, который можно сделать исходя из результата - 94 % подростков не понимают, какие поступки вредят обществу и им самим, влекут ответственность по закону, а значит, эти ребята могут быть вовлечены в негативные подростковые среды - употребление алкоголя и наркотиков, курение, нарушение дисциплины в общественном месте и вандализм, а в их сознании такое поведение будет считаться абсолютно нормальным.

Пятый вопрос задан с тем умыслом, чтобы понять, способен ли подросток нарушить нормы морали в обществе и оценить свои поступки, или он будет вести себя, как ему хочется и считать это правильным. Четверо семиклассников, 22 %, и четверо девятиклассников, 12 %, не считают нарушение дисциплины в общественном месте аморальным. Среди выпускников три человека, 15 %, считают также. Печально, но 15 % подростков будут поступать как им хочется, не взирая на общественное мнение, а значит не смогут дать отчета своим поступкам и оценить их правильно.

В шестом вопросе попросили привести примеры наказаний за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В 7-ом классе ни один ученик не смог ответить на этот вопрос. Среди учащихся 9-х классов просматривается аналогичная ситуация. Одиннадцатиклассники в большинстве, 95 %, смогли привести примеры, но тех, кто бы указал все виды наказаний не нашлось. Самыми популярными ответами были арест, лишение свободы, штраф.

Общий результат опроса показал, что гипотеза, которую мы хотели доказать, верна. Чем младше подросток, чем меньше в учебном и воспитательном процессе он получает знаний о правовой среде, тем ниже уровень его правовой грамотности и правовой культуры, понимание сути своих поступков и ответственности за них. Данные полученные в результате опроса и иллюстрирующие уровень правовой грамотности учащихся приведены в таблице (приложение 2).

Исходя из результатов исследования, можно понять: той информации, которую учащиеся получают на уроках недостаточно для достаточного уровня правового сознания и правовой культуры, привития интереса к праву, формирования уважения к нему и потребности соблюдать закон. Даже результат одиннадцатиклассников можно оценить оценкой «3». Вывод напрашивается сам собой, ученые правы в том, что нужно как можно раньше начинать просвещать подростков в правовой сфере, проводить занятия, беседы, привлекать специалистов в этой сфере, сотрудников полиции и КДН, психологов, проводить различные конкурсы и игры, различные тренинги.

3.2. Занятие на тему «Проступок, правонарушение, преступление»

После проведенного анкетирования мы разработали занятие на тему «Проступок, правонарушение, преступление» (разработка занятия - приложение 3), которое провели в классах, участвовавших в вопросе.

Ребятам понравилось проведенное занятие, они были очень активны, эмоционально обсуждали задаваемые вопросы, с азартом участвовали в организованной в ходе занятия игре.

После данного мероприятия мы попытались разобрать вопросы анкеты. Краткосрочный результат был поразителен! Ребята в большинстве правильно отвечали на вопросы, а это значит, что наша работа была ненапрасной.

После занятия ученики ответили утвердительно на главный вопрос: «Хотят ли они, чтобы подобные занятия проходили регулярно?». Они отметили, что теперь им понятно, какие поступки могут нанести вред обществу и им самим, какое наказание их может ждать, а главное - как такие действия могут повлиять на их будущее.

Спустя некоторое время мы разработали и распространили среди опрошенных информационно-познавательные листовки (приложение 4), вобравшие в себя в кратком виде информацию занятия. Хотелось бы надеяться, что эти яркие буклеты привлекут их внимание и время от времени будут напоминать, что проступок, правонарушение и преступление - это действия, за которые нужно отвечать, а еще они задумаются, как вести себя, чтобы стать надежной опорой своей Родины.

Очень важно, что нам удалось привлечь к нашей инициативе ребят, желающих заниматься правовым просвещением.

Заключение

В нашей работе мы достигли своей цели - выявили уровень знаний по выбранной теме и выявили уровень правовой грамотности наших учеников. Все поставленные задачи были решены: проштудировав литературу, создали анкету, занятие и буклеты. Вывод, который мы сделали: правовое сознание подростков частично сформировано, но регулярные занятия, тренинги, игры, беседы могут его развить до нужного уровня, предостеречь от правонарушений и преступлений. Важность работы в этом направлении очень важна, и эта работа должна осуществляться не только педагогами, но и активными ребятами, которым небезразлично будущее страны.

Источники

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

Список использованной литературы

1. Бадахова С. Б. Правовая грамотность подростка / С. Б. Бадахова // Научный потенциал регионов на службу модернизации. - Астрахань: АИСИ, 2011. - С. 216 - 220.

2. Гринь И. Правовое воспитание несовершеннолетних / И. Гринь // Беспризорник. - 2012. - № 2. - С. 61- 65.

3. Детская правовая школа: актуальные вопросы организации правового воспитания несовершеннолетних / под общ. ред. Е. А. Певцовой. - Ярославль - М., 2011. - 156 с.

4. Жильцова Е.И. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC. //История и обществознание в школе, 2002, № 8.

5. Пимонов В.А. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения /В.А. Пиманов// Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - с. 19 - 24.

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

7. Суранчиева, Г.Т. Роль правового воспитания в системе формирования правового сознания несовершеннолетних / Г. Т. Суранчиева // Вестник КРСУ. - 2007. - № 10. - С. 153-155.

Анкета.

Приложение 1

1. Что такое преступление?

2. «Преступление» и «проступок» подразумевают один и тот же смысл?

3. Заключение в месте лишения свободы - это мера ответственности за проступок?

4. Что такое правонарушение?

5. Нарушение дисциплины в общественном месте - аморально?

6. Приведите несколько примеров наказаний, предусмотренных Законодательством Российской Федерации, за совершение преступления:

Приложение 2

Приложение 3

Занятие на тему «Проступок, правонарушение, преступление»

Цели:

1) дать ученикам представление о проступке, правонарушении, преступлении, научить различать эти понятия, познакомить с наказаниями за них;

2) развить понятие о том, что такое поведение наносит вред обществу, а также карается законом;

3) развить интерес к праву и позитивное отношение к правильным поступкам.

Задачи:

Обучающая: способствовать знанию законов РФ.

Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей, воспитанию гражданской ответственности и правового самосознания.

Развивающая: способствовать развитию активизации познавательных процессов подростка, развитию речи через диалоговое общение, развитие способностей ребят к принятию самостоятельного решения возникающих проблем.

Ход занятия

Ведущий: Тема нашего сегодняшнего занятия «Проступок, правонарушение, преступление». Сегодня эта тема очень актуальна, потому что не каждый представитель подрастающего поколения осознает свои поступки, а ведь некоторые из них несут вред обществу и ведут к тяжелым трудно исправимым последствиям. Ежегодно огромное количество подростков совершают преступления, по статистике каждый пятый отбывает свое наказание в исправительно-трудовых колониях.

Наше сегодняшнее занятие познакомит вас с теми поступками, которые несут за собой тяжелые последствия для всех тех, кто в них принял участие, а также с наказаниями, которые следуют за их совершение.

Ведущий: Что общего между проступком, правонарушением и преступлением? (ответы учеников)

Ведущий: Действительно, все эти слова обозначают нарушение каких-либо правил и законов. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да-нет? Почему? (ответы учеников)

Ведущий: Давайте познакомимся с ситуациями, которые позволят нам понять разницу между этими понятиями.

Ситуация № 1. Ученик приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение подростка, как проступок, правонарушение или преступление? (ответы учеников)

Ведущий: То, что совершил ученик закон не нарушило, но такое поведение нарушает Устав школы.

В нашей школе тоже есть Устав (демонстрируется учащимся), давайте вспомним его вместе:

«4.8. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников общеобразовательного учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу общеобразовательного учреждения;

6) соблюдать требования к внешнему виду, школьной одежде, в соответствии с локальным актом общеобразовательного учреждения.

4.9.Обучающимся общеобразовательного учреждения запрещается:

Приносить, передавать или использовать оружие, алкогольную продукцию, табачные изделия, токсические, психоактивные и наркотические вещества;

Использовать любые средства, могущие привести к взрывам и пожарам;

Применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;

Применять психологическое насилие, оскорблять, использовать нецензурную брань и ненормативную лексику;

Нарушать этические, нравственные нормы, принятые в обществе;

Производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;

Пользоваться во время учебного процесса и внеклассных мероприятий средствами сотовой связи (мобильными телефонами) и другой аппаратурой;

Вносить изменения в документы строгой отчетности».

Рассмотрим следующую ситуацию и попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация 2. Старшеклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать их действия, как проступок, правонарушение или преступление? (ответы учеников)

Ведущий: Проступком такие действия назвать нельзя, так как на лицо нарушение закона. Это преступление, которое называется - вымогательство, оно предусмотрено статьей 163 «Уголовного кодекса Российской Федерации» (демонстрируется учащимся).

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация 3. В кинотеатре шел очередной фильм. Через полчаса после его начала в зале появилась группа подростков. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку портвейна они успели распить прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей позвонил в полицию.

Подозреваемые были задержаны. Надо было видеть их невинные лица. Ребята чувствовали себя уверенно, да еще и не понимали, за что их держат в инспекции по делам несовершеннолетних. Вдруг пришло осознание, что лейтенант составляет протокол. Подростки вздрогнули от слов: «административное правонарушение».

Они никак не могли понять, за что же их привлекают к административной ответственности. Заговорили: «Ну, выпили - а что, нельзя?», «Ну, побалдели - а вы балдеть не любите?», «Пошумели? Так ведь фильм неинтересный!».

Ведущий: Давайте познакомимся со статьей 20.20 «Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации» (демонстрируется учащимся): «Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей...»

Объясните, почему «невинные шалости» превратились в административное правонарушение? (ответы учеников)

Ведущий: Иногда бывает трудно определить грань между обычным поступком и правонарушением. Широко известны такие понятия, как аморальный поступок, аморальное поведение.

Мораль - это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто с ними согласен.

Таким образом, аморальный поступок - это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы.

Задание: Попытайтесь определить, какие действия можно отнести к аморальным поступкам, а какие нельзя: ходить босиком по траве, грубить, сорить в общественных местах, ловить рыбу, распивать алкогольные напитки, курить, зарабатывать деньги, сплетничать, смотреть фильмы, жадничать.

В отличие от аморального поступка, правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.

Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую-то норму, принятую в обществе. Но эта норма, в отличие от моральных норм, должна быть обязательно записана, зафиксирована в законе.

Закон - это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

Какие нормативные акты мы сегодня уже упомянули в нашей беседе, которые являются законами? (ответы учеников)

Ведущий: Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению по мере возрастания их вреда для общества. (ученик записывает на доске определения разного цвета маркерами)

Проступок - это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Приведите свой пример проступка. (ответы учеников)

Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Ведущий: Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет? (ответы учеников)

Ведущий: Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение? (ответы учеников)

Ведущий: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму? (ответы учеников)

Ведущий: Нет. В тюрьму сажают за преступления. Дайте определение преступлению.

Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Ведущий: Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (ответы учеников)

Ведущий: За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? (ответы учеников)

Ведущий: Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал нашего сегодняшнего занятия. Давайте разделимся на две команды и немного посоревнуемся.

Тур 1. «Разминка». Каждая команда должна быстро ответить на задаваемый ей вопрос. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

1. Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)

2. Переговорное устройство милиции? (Рация)

3. Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)

4. Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест)

5. Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ)

6. Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники)

7. Человек, совершивший преступление? (Преступник)

8. Значок на форменной фуражке? (Кокарда)

9. Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат)

10.Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан)

11. Что собирают во время следствия? (Улики)

12. ручной портрет преступника (Отпечатки пальцев)

13. Куда попадет человек, выстреливший в статую? (В полицию)

14. какую птицу называют воровкой? (Сороку)

15.Часть одежды, которая имеет обыкновение гореть на воре (Шапка)

Тур 2. «Афоризмы». Из полученных вами слов вы должны составить высказывание известного человека. Правильно составленное высказывание дает команде 3 балла.

1. сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее.

2. законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они.

Лень - это мать, у нее сын - воровство, а дочь - голод. (В. Гюго)

Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Дж. Локк)

Тур 3. «Верно-неверно». Каждая команда получает по две ситуации, с которыми они могут согласиться или не согласиться, и объяснить свое решение. За каждый верный ответ - 1 балл, верное объяснение приносит команде дополнительный балл.

Ситуации для команды 1

Ситуации для команды 2

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.

Ситуация № 1. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Ситуация № 2. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», - ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?

Ситуация 2. Группа ребят из 11 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему, это преступление. Согласны?

Подведение итогов игры, награждение команды-победителя.

Ведущий: Отрицательное воздействие со стороны взрослых, друзей, семьи могут быть очень сильными, но в конечном счете свою жизненную позицию выбирает сам человек.

А. С. Макаренко сказал: «Человек должен научится поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо».

Закончить наш занятие мне хочется прекрасными словами:

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, не помышляя о чуде

Рукой, обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

Дарите людям добро, радость, солнце.

1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001, с.344

2 Пимонов В.А. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения /В.А. Пиманов// Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - с. 19 - 24, с. 21

КАРМА ЗЛОГО ЯЗЫКА

"Всё, исходящее из наших уст и достигающее чьих-либо ушей, влечёт за собой кармические последствия"

Слова обладают огромной силой. Оставляемый ими след может сохраниться в Душе очень и очень долго.
Злословие в адрес других людей, высмеивание того, что их беспокоит, их сокровенных чаяний, принципов или поступков влечёт за собой карму злого языка. Циничный, унижающий достоинство человека смех, разящее в самое сердце слово, едкий сарказм по силе сравнимы с физическим действием, а иногда бьют ещё больнее. Слова продолжают помниться, эхом звучат в мозгу спустя долгое время после того, как из памяти стёрлись воспоминания о физической боли.

Причина высокомерно-неуважительного отношения к другим людям кроется в неспособности признать за человеком право на духовную автономию, на следование своим путём в жизни. Такое отношение иногда может проявляться в отпускаемых в адрес человека язвительных замечаниях, унижающих его достоинство, или прямых оскорблениях. Кто-то не может устоять перед искушением вершить суд над своим ближним, всячески стараясь задеть его за живое.
"Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься". (Мф. 12, 36)
Часто такие злые языки настигает расплата: в своей настоящей жизни они оказываются в тех же обстоятельствах, которые в одной из прошлых жизней осмеивали или осуждали других. Одной из жертв полиомиелита, жалкому скрюченному калеке, Эдгар Кейси сказал, что такую карму он заработал, находясь среди упивающихся чужими страданиями публики на трибунах вокруг арены в Риме, где существовал зверский обычай отдавать христиан на растерзание львам. Толпа неистовствовала, и этот человек был тоже во власти коллективного психоза. Карма настигла его спустя почти две тысячи лет после происшедших событий.

Последствия Кармы Слов, изречённых нашими устами, сказываются в следующем воплощении. Это могут быть физические недуги, такие как глухота или отклонения в работе речевого аппарата, расплата может прийти в виде психических нарушений, поражений нервной системы, в виде возникновения других аномалий, таких, как дислексия (нарушение способности читать или понимать прочитанное; связано с изменениями в височнотеменно-затылочной области головного мозга), неадекватность восприятия. Человека может преследовать клевета, всякого рода недоразумения. Часто безошибочными признаками того, что человека постигла "карма речей", служат имеющие хронический характер затруднения в выражении своих мыслей, чувств, убеждений. Косноязычие может быть симптомом "немоты души", органической неспособности адекватно выразить себя.

КРИТИКА

Критики, недобрые карикатуристы, любители зло шутить - это люди с некачественным, поражённым Меркурием в гороскопе.

Тем, кто когда-то осуждал, критиковал других, часто приходится самим испить чашу осуждаемого, побывать в его «шкуре». То, за что они осуждали других, обнаружится в них самих. По этому поводу Эдгар Кейси выразился так: «Знайте, что вас будут критиковать так же, как некогда были склонны делать вы сами». Если кто-то отличался нетерпимостью, резко осуждал других, ища «слабости», его может ожидать воплощение, во время которого он станет наркоманом и поймёт, что это такое – быть не в силах сопротивляться этой язве, этой «презренной слабости», и он сам навлечёт на свою голову праведный гнев окружающих. Человек, критиковавший других за невежество, в своё следующее рождение сам примкнёт к рядам «необразованных». Он будет «дремучим» в глазах тех, кто превзошёл его по формальным образовательным критериям. А на самом деле будет обладать той мудростью, которую не купишь ни за какие деньги, мудростью, которая даётся от рождения.

В практике Эдгара Кейси был случай, когда он прослеживал жизни молодого человека с явно выраженным комплексом неполноценности, мучившим его, мешавшим продвижению по службе (он был военным и носил звание лейтенанта). Это острое чувство неудовлетворённости собой проистекало из вредной привычки к самокопательству, слишком критичному восприятию своих поступков. Буквально всё, за что он ни брался, по его мнению, выходило у него из рук вон плохо. Кейси обнаружил, что в своей прошлой жизни молодой человек был литературным критиком. Его критичные рецензии сеяли смуту, неуверенность в душах писателей, и вот, в его нынешней жизни маятник качнулся в другую сторону, и на его собственную голову обрушились муки разъедающих сомнений.
Разумеется, не каждый, кто страдает от комплекса неполноценности, в своих прошлых жизнях строил карьеру на унижающей критике других.
Недостаток качества, к которому человек стремится и которого ещё не достиг, человек будет критиковать в других. Каждый видит в ближнем, прежде всего себя и в ближнем критикует себя.

Нет такого человека, который бы не высказывал своих оценок по тому или иному поводу. Даже если они носят, казалось бы, вполне безобидный характер, не следует забывать того, что постоянно подчёркивал Эдгар Кейси: кармическая расплата за готовность бросать критические замечания направо и налево может быть очень суровой. То, что оценивалось критически в других людях – пусть даже оценки не выражались вслух – непременно аукнется в будущем в собственном опыте души. Тем, кто делает замечания по существу, всегда следует помнить, что они вступают на «минное поле»: тонкая, незаметная грань отделяет искреннее желание помочь раскрытию творческого потенциала других людей от вольного или невольного сеяния в душах смуты, неверия в себя, провоцирования приступов отчаяния.

Как правильно критиковать

Перед началом разговора, чтобы лучше понять свои мотивы, причины для критики, а также определиться, стоит ли это делать сейчас, задайте себе вопросы:
Не завидую ли я этому человеку?
Собираюсь ли я подсознательно его уколоть, сделать ему больно?
Хочу ли таким путем самоутвердиться за счет унижения другого?
Как он относится ко мне, есть ли у нас взаимопонимание?
Хочу ли сохранить с ним хорошие взаимооотношения?
Уверен ли я в справедливости моей критики?
Не является ли он новичком в своем деле?
Не находится ли сейчас человек в стрессовом состоянии?
Каким тоном я буду озвучивать свои претензии?
Высказывал ли я когда-либо ранее критические слова в его адрес? Как он их воспринимал?
Не являюсь ли я несдержанным человеком в той степени, что могу вспылить в разговоре и обидеть собеседника?
Так ли уж необходима эта критика?
Есть ли еще альтернативные способы разрешения проблемы?

После мысленного анализа своих ответов, возможно, вы решите воздержаться от своей критики. Особенно, если вы точно знаете, что человек от вас ее правильно не воспримет. А если человек находится в данный момент в тяжелых обстоятельствах, ваша критика может усугубить его состояние, поскольку он остро нуждается в поддержке и понимании. Критика подчиненного-новичка, если рассматривать с позиции начальника, не будет разумной и только покажет нетактичность самого руководителя.
Критика является острым оружием во взаимоотношениях людей. При всей ее необходимости не следует забывать, что критика, особенно если она бесцеремонна, больно ранит самолюбие критикуемого. Критика не должна задевать человеческое достоинство и самолюбие. При этом человек может быть настолько выбит из колеи, что становится временно неработоспособным. Это тот случай, про который говорят: «Благими намерениями вымощен путь в ад». В данном случае - ад неприязненных отношений. Это неудивительно, ведь критика как таковая вообще относится к числу конфликтогенов, то есть поступков или высказываний, могущих привести к конфликту.
Специальное создание стрессовой ситуации и использование оружия критики недопустимо в той мере, в которой идет унижение человеческого достоинства, задевается его внутреннее «Я», оскорбляются личностные качества. И потом, находясь в огне постоянных замечаний, психика человека ломается, отсюда могут возникнуть различного рода заболевания не только нервной системы, но и соматические.
Для того чтобы защититься от эмоциональной раны, первая мысль многих в ответ на критику - это найти предмет критики не в себе, а в критикующем: в его предвзятом отношении, плохом настроении («не с той ноги встал»), попытке найти «козла отпущения» и т.п.
Чтобы избежать этих отрицательных моментов, необходимо исполнять определенные правила. Поскольку многие ищут прежде всего объективные и уважительные для себя причины и не склонны винить себя, то, если их не выслушать, создается впечатление несправедливости критики. Поэтому:
Выслушайте объяснения (помните: 40% критики идет не по адресу).
Сохраняйте ровный тон (в правилах для руководящих работников есть и такое: «Во взаимоотношениях с подчиненными имейте бесконечное терпение!»).
Прежде чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите. Это очень действенный прием. Особенно желательно его применение в преддверии серьезной критики. Например, вы говорите: «Мы с вами вместе (столько-то лет). Нередко ваши результаты были просто великолепны (приводите 1-2 примера). Но объясните, что происходит с последним моим поручением?». В данной ситуации человеку сетовать на несправедливое, предвзятое к себе отношение нет никаких оснований - ведь он увидел, что отмечается все - и хорошее, и плохое.
Подыскивая, за что похвалить, вы оказываете помощь не только собеседнику, но и себе, поскольку сопоставление хорошего и плохого сделает и вашу позицию более взвешенной и более терпимой. Это облегчит выполнение двух предыдущих правил: выслушать и сохранять ровный тон. Это очень важный момент: ведь недовольство критикой «съедает» значительную часть конструктивного смысла замечаний.
Критикуйте поступки, а не человека. Естественно спросить: «Чем вы объясните просчеты в вашей работе?». И наоборот, грубой ошибкой являются обобщения с переходом на личность и навешивание ярлыков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.). Каждый может согласиться, что он ошибся, особенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению.
Не ищите «козла отпущения». Люди всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда имеют смелость сказать об этом. И если критикующий ищет «крайнего», то за его спиной они выскажут все, что думают о нем.
Ищите вместе решение, а не обвиняйте. Обвинительное жало не способствует конструктивному решению. Чтобы настроить человека на поиск решения, а не оправдания, помогите ему «сохранить лицо», т.е. не унижайте его достоинство.
Некоторые рассматривают возможность указать собеседнику на его промахи как средство утвердить свой авторитет, показать свое превосходство. Фактически уже сами по себе дельные замечания и дадут именно такой эффект. Но акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты партнера по общению или учебе, принижать тем самым его как личность - это тот перебор, который приносит обратный эффект. Вместо уважения возникает антипатия, ибо подчеркивание превосходства является сильным конфликтогеном. Итак, необходимо направить мысли провинившегося по конструктивному пути. Этому способствуют и следующие правила.
Не критикуйте при свидетелях. Критика при посторонних тем сильнее понижает имидж человека, чем больше свидетелей его позора. В противоположность этому хвалить лучше всего при свидетелях.

Помните: ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции. Не акцентируйте внимания на допущенных промахах, не сыпьте соль на раны, переходите сразу к поиску выхода из создавшегося положения.

Проявите эмпатию к критикуемому. Поставив себя на его место, легче понять, как исцелить от ошибок, не нанося ему ран.

Во всех критических высказываниях, которые будете говорить в будущем вкладывайте мудрости, чуткости к вашему собеседнику и уважения к его личности. Тогда ваши слова обязательно дойдут до цели, сохраняя не только вашу честь, но и достоинство другого человека.

КЛЕВЕТА

Она происходит из-за чувства зависти, тогда, когда вы завидуете чьему-то счастью. Именно это проявление души - основа клеветы. Душа, которая не может радоваться счастью других и сама не может стать счастливой. В случае с клеветой в душе рождается чувство зависти, чувство ревности, а если существует зависть, то, как сопутствующее проявление души, также присутствует ненависть. Те, у кого в душе ненависть, постепенно строят стену в своем сознании и отгораживают себя от других. Клевета вызывает вражду между людьми, порождает причину, по которой в эту вражду будете втянуты и вы сами. Клевета создает причину для одиночества. Чтобы избавиться от внутренних и внешних условий, которые возникают из-за кармы клеветы, полезно заниматься исповедью - раскаянием, медитацией Безмерных Состояний Души, особенно медитацией Святой Похвалы (сорадование). Когда за счёт раскаяния очистится плохая карма, появится возможность от всей души хвалить действия, слова и мысли собеседника, вокруг вас будет спокойствие и гармония. И ваши слова будут способствовать гармонизации в отношениях между людьми, ваша душа обогатится, и стена в общении будет разрушена.
Говорите правду, не говорите ненужных слов и говорите так, чтобы ваши слова были нежными и мягкими.

© В. Синельников - Возлюби болезнь свою

ПРИНУЖДЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ

Уже тысячи лет слова используются людьми для того, чтобы целенаправленно влиять на образ мыслей других. Карма будет разниться в зависимости от того, предпринимается ли массированная психологическая атака или используются тонкие методы убеждения. Мотивы и намерения также берутся в расчёт. Если кто-то искренне убеждён, что совет или мнение реально поможет другому, кармический эффект независимо от того, правы они или жестоко заблуждаются, будет отличаться от эффекта в случае циничного нажима на кого-либо, «затуманивания мозгов» с далеко идущими корыстными целями. Если в отношении первого вида кармической вины осознание своей неправоты происходит без значительных потрясений, то в «запущенном» случае душе очень часто приходится испивать чашу до дна: кармические последствия манипулирования другими обрушиваются на неё со страшной силой.

Какие бы взаимоотношения вы не привлекали к себе в своей жизни в данный момент, они являются именно такими, в каких вы в данный момент нуждаетесь. За всеми событиями, происходящими в вашей жизни стоит скрытый смысл, всё в конечном итоге служит вашему развитию и эволюции.

Для искателей Духа Божьего молчание красноречивее любых речей, а выражением подлинной любви являются нежные и кроткие слова. Ненависть вопит, страх визжит, тщеславие бьет во все колокола. А любовь поет колыбельные. Она исцеляет боль и залечивает раны.
Источайте слова любви, забудьте слова ненависти и презрения.
© Шри Сатья Саи Баба Абсолютный, Истинный, Настоящий Бог (Владыка Вселенной) - это Совершенная Любовь. Истинный Бог любит всех одинаково, Он никогда никого не карает, не наказывает. В Его Плане Жизни и эволюции нет места наказанию.

Зачастую необдуманные поступки, излишняя агрессия и даже проблемы со здоровьем обусловлены чрезмерным влиянием отрицательных эмоций. Они могут воздействовать как на психическое, так и на физическое состояние человека и стать причиной депрессии или других проблем. Давайте разберёмся в механизме разрушительных процессов и постараемся уменьшить количество негатива в своей жизни.

Причины раздражения

Предположим, что по пути на жизненно важную встречу вы нечаянно свернули не туда и теперь сильно опаздываете. Вас одолевают тяжёлые мысли: «Как я мог? Почему именно сегодня? Меня же !» Очень быстро вы начинаете злиться, и вот уже ищете виноватых. Раздражают чайники в соседних автомобилях - вот кто не даёт проехать, из-за них вы потеряли столько времени! Это ещё самые мягкие слова, которые люди говорят в таких случаях. :)

А ведь ситуация могла решиться иначе. Стоило успокоиться и подумать о том, что любой мог ошибиться: «Если я всё объясню, окружающие наверняка войдут в моё положение. Кроме того, я выехал пораньше, может, и успею».

Теперь представьте, что ваши плохие мысли - это небольшой огонёк. В пустой комнате он скоро потухнет, не причинив вреда, но если пространство завалено хламом, катастрофы не миновать. Огонь разгорится ярче и сильнее и сожжёт всё на своём пути. Люди подобны такой комнате - они накапливают много негатива. Когда кто-то бросает спичку, злость, обида и досада прорываются наружу, приводя к духовному и физическому истощению. Собственные переживания могут запустить настоящую

Решение проблемы

Плохое настроение вызывают многие факторы, их совокупность сделала вас агрессивнее. Как же улучшить расположение духа? Избегайте воздействия негативной информации и постарайтесь сформировать вокруг себя спокойную и комфортную атмосферу.

Смена образа мышления

Обратитесь к приятным воспоминаниям или постарайтесь заглушить недовольство равносильными положительными эмоциями. Например, подумайте о том, что дома вас ждут о любящая жена и чудесный ребёнок. Воспользуйтесь возможностью провести время с ними и избавиться от раздражения.

Пересмотр привычек

Измените свой обычный день. С утра вы привыкли пить чай, сидя перед телевизором? Не слушайте об очередном кризисе в экономике или пожаре - зачем вам негатив? Развернитесь на 180 градусов и идите в душ. Примите ванну и побудьте наедине с собой - иногда это полезно. Затем скорее выходите из дома. Сходите куда-нибудь позавтракать и увидите, как настроение начнёт улучшаться. Возможно, прогулка по парку или тоже способны вернуть вам душевное равновесие.

Попробуйте смотреть на мир позитивней и искать во всём что-нибудь хорошее. Вы заметите, как сами меняетесь в лучшую сторону.

А вы когда-нибудь срывались по-крупному? К чему это привело?

Поведение влечет за собой последствия. Как говорил Павел: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7-8). Если мы усердно занимаемся, то получаем хорошие оценки. Если ходим на работу, то получаем зарплату. Если делаем физические упражнения, то.будем в лучшей форме. Если проявляем любовь к другим людям, то наши отношения с ними будут ближе. И наоборот, если мы сеем праздность, безответственность или бесконтрольное поведение, то не следует удивляться, пожиная нищету, неудачу и все остальные прелести впустую растрачиваемой жизни. Все это естественные последствия нашего поведения.

Проблема возникает, когда кто-то вмешивается в действие этого. Пьянство или наркомания обязательно несут за собой соответствующие последствия для пьяницы или наркомана. «Злое наказание уклоняющемуся от пути» (Прит. 15:10). Избавлять людей от естественных последствий их собственных поступков - значит делать их беспомощными.

Это часто происходит во взаимоотношениях родителей с детьми. Родители, вместо того чтобы предоставить детям возможность пожинать естественные последствия их поведения, ограничиваются ссорой. Лишь при такой системе воспитания, когда тепло соседствует с разумными ограничениями, дети вырастают уверенными в себе людьми. обладающими умением управлять своей собственной жизнью.

Выбор

Нам необходимо нести ответственность за собственный выбор. Только тогда мы пожнем плоды «воздержания» (Гал. 5:23) *

* В английском тексте Библии: «плоды самоконтроля». ~ Прим. перев.

Но очень часто мы отказываемся от ответственности за совершаемый выбор и возлагаем эту ответственность на кого-либо другого. Вспомните, как часто, объясняя причину наших поступков, мы прибегаем к фразам: «Мне пришлось...» или «Из-за него(нее) я...» Эти фразы раскрывают главную иллюзию. Она заключается в том, что во многих своих делах мы не выступаем в роли активной силы. Мы считаем, что всем управляет кто-то другой, и тем самым снимаем с себя основную ответственность - ответственность за свои поступки.

Мы должны осознать, что наш выбор зависит от нас и наши чувства при этом не так уж важны. Это не позволит нам совершать какие-либо поступки против нашей воли, например, давать «с огорчением или принуждением», как сказано во 2 Послании к Коринфянам 9:7. Павел даже не принимал дара, если чувствовал, что даритель принес его только из чувства «долга». Однажды он даже отослал дар обратно, чтобы «доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (Фил. 14). То же самое говорит Иисус Навин в своем известном стихе «о выборе»: «Если же неугодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить» (Нав. 24:15).


Нечто похожее сказал Иисус в Своей притче о виноградаре. где один из работников был недоволен платой, за которую согласился работать: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?» (Мф. 20:13). Этот человек сделал свободный выбор, согласившись работать за определенную плату. Он гневался из-за того, что другой, работавший меньше него, получил столько же.

Другой пример - брат блудного сына. Он принял решение остаться дома и служить своему отцу, а по возвращении брата стал возмущаться. Отцу пришлось ему напомнить, что он сам предпочел остаться дома.

Священное Писание напоминает людям о сделанном ими выборе и просит взять на себя ответственность за это. Как сказал Павел: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Если мы делаем выбор, ища одобрения со стороны других или на основании собственного чувства вины, то готовим обильную почву, на которой взрастет обида и негодование. И то и другое - плоды нашей греховной природы. Другие люди решают, что нам «следует» делать, и мы уже не считаем себя вправе делать то, что нам хочется. Мы думаем, будто делая что-то по принуждению, проявляем любовь.

Установление барьеров неминуемо влечет за собой принятие на себя ответственности за свои решения и за последствия этих решений. Вполне возможно, что вы сами не позволяете себе принять решение или сделать выбор, результатами которого будете довольны.

Зрелый человек понимает и признает, что любые его поступки имеют последствия. Он должен знать, что у него есть свобода выбора, но при этом необходимо понимать, что совершенный поступок неизбежно вызовет определенные последствия (как вполне ожидаемые, так и непредсказуемые). По-другому не бывает. Если есть действие, то обязательно последует реакция.

У вас есть право выбора, но управлять его последствиями вы не способны. Умный человек всегда осмотрительно подходит ко всем своим словам и поступкам. Он не тешит себя иллюзиями, будто все последующие события являются случайными и никак не зависят от его действий.

Последствия характерны не только для поступков, но и для их отсутствия. Недаром в юриспруденции существует понятие «преступное бездействие». Отказ от действий может повлиять на вашу дальнейшую жизнь куда сильнее, чем любые ошибки. Если вы не хотите задумываться о своих ценностях, ставить перед собой цели, разрабатывать планы и стремиться к совершенству в делах, то не только не добьетесь успеха, но и можете потерпеть сокрушительное поражение.

Проблема или факт?

Чтобы добиться успеха, надо научиться признавать реальность. Если вы не в силах изменить ситуацию, вам остается только смириться с ней. Люди часто приходят ко мне с рассказами о различных трудностях, с которыми им доводится сталкиваться в жизни. Обычно я задаю им простой вопрос: «Это проблема или реальный факт?»

Проблема всегда имеет какое-то решение, и в данном случае все зависит от вас. Если вы в силах устранить сложившуюся неблагоприятную ситуацию, значит, надо приложить усилия и добиться ее изменения в вашу пользу.

В то же время факты имеют существенное отличие от проблем. Факт – это нечто существующее помимо нашей воли, например хорошая погода, дождь или снег. Вы с этим ничего не можете поделать. Если проблемы поддаются решению, то с реальностью вам просто надо научиться жить.

Происшедший с вами несчастный случай – это факт. Сорвавшаяся выгодная сделка, обанкротившаяся фирма, разрушенные семейные отношения – это тоже факты. Многие люди тратят неимоверное количество усилий, борясь со свершившимися фактами, хотя куда разумнее было бы направить эту энергию на достижение будущих целей.



Взятие на себя ответственности – это только начало

Вы стремитесь к счастью, уверенности в себе и оптимизму. Но, чтобы добиться этого состояния, необходимо довести свою позитивную реакцию на происходящие события до автоматизма, постоянно демонстрируя окружающим радость, уверенность и позитивное отношение к жизни, невзирая на обстоятельства.

К этому результату можно прийти с помощью проверенных и практичных методов, которые уже испытали на себе миллионы людей и которые действуют практически со стопроцентной гарантией. Но для начала надо взять на себя полную ответственность за все аспекты своей жизни.

Контролируйте свои мысли

Ответственность находит свое выражение в том, что вы вправе выбирать, какие мысли допускать в свое сознание. Вы всегда должны делать выбор в пользу позитивных и конструктивных мыслей, а негативные и деструктивные беспощадно изгонять.

Психологи называют это методом когнитивного контроля. Данный метод предполагает, что вы способны контролировать свои мысли, настраивать себя на положительный лад и повторять про себя позитивные формулы самовнушения до тех пор, пока они не станут вашей автоматической формой реакции на повседневные события.

Позитивный внутренний диалог

Первый способ ментальной тренировки – позитивный внутренний диалог, то есть использование позитивных формул самовнушения. То, как вы разговариваете с собой, оказывает огромное влияние на ваши мысли и чувства.

Многие исследователи, включая профессора Пенсильванского университета Мартина Селигмана, в ходе опросов обнаруживали, что люди, показывающие высокие результаты в работе, обращаются к себе совсем с другими словами, чем плохие работники.

Внутренний диалог определяет ваше эмоциональное состояние. Вы ощущаете радость или грусть, хорошее или плохое настроение в зависимости от того, что себе говорите и как воспринимаете происходящие события.

Например, если какой-то водитель «подрезал» вас на дороге, вы можете разозлиться на него, обвинив в неумении ездить и безответственном поведении, а можете отнестись снисходительно, решив, что он, должно быть, куда-то спешит. Таким образом, на одно и то же событие можно отреагировать по-разному, и ваш внутренний диалог показывает, какие эмоции доминируют в данной ситуации – положительные или отрицательные.

Оценка событий

Для того чтобы внутренний диалог был позитивным, надо прежде всего научиться интерпретировать все происходящее с вами в положительном ключе. Станьте, по выражению Клемента Стоуна, «параноиком наоборот». Представьте, что весь мир вступил в гигантский заговор с целью помочь вам достичь успеха и счастья. Представьте, что все происходящие с вами события имеют одну цель – научить вас чему-то полезному и приблизить к исполнению своей мечты. Если параноик убежден, что все вокруг плетут против него интриги, то вы должны быть уверены, что все только и мечтают помочь вам.

Вырабатывайте в себе способность находить во всем только хорошее. Это качество можно часто встретить у героев сказок, которые даже из происходящих с ними неприятностей умеют извлекать неожиданную пользу. Берите с них пример – и всегда будете в выигрыше.

Надейтесь на лучшее

Закон ожиданий гласит, что все, него вы ожидаете с глубокой верой в душе, непременно сбудется. Если вы выработаете в себе привычку надеяться на лучшее, то всегда будете настроены радостно и оптимистично. Что бы ни случилось, вы сразу же сможете истолковать это в выгодном для себя плане.

В своей знаменитой книге «Думай и богатей» Наполеон Хилл писал, что к числу характерных черт самых преуспевающих людей в Америке принадлежит способность в любой неудаче и в любом препятствии находить благоприятную возможность. Исходя из закона замещения, если в каждой сложной ситуации вы видите полезный урок, сознание всегда будет настроено позитивно.

Обращайтесь к себе в утвердительном плане

Каждый раз, думая о каких-то предстоящих делах, обращайтесь к себе в утвердительном ключе. Возможно, самой мощной позитивной формулой для формирования уверенности в себе являются слова «Я могу! Я могу! Я могу!», которые надо повторять по 50-100 раз в день.

Эти простые утверждения служат противоядием против страха перед неудачами, который, как известно, является величайшим разрушителем уверенности и, пожалуй, главной причиной наших неприятностей. Вы сможете вытеснить страх из сознания, повторяя про себя в любой ситуации: «Я могу! Я могу! Я могу!»

Если предстоящее событие вызывает у вас нервозность и неуверенность, то, каковы бы ни были причины, воспользуйтесь позитивным внутренним диалогом и самовнушением: «Я могу! Я могу! Я могу!» Это позволит преодолеть негативные эмоции.

Загрузка...
Top