Как рисовать натюрморт: несколько простых но важных советов. Советы по съёмке натюрмортов для начинающих У натюрморта должен быть характер

Натюрморт - отличный выбор для изучения основ рисунка и живописи. Есть несколько важных правил, которые подскажут вам как нарисовать натюрморт. Эти правила просты, и вполне выполнимы, но мало где о них пишут или говорят. Опытные художники используют эти правила интуитивно. Новички - угадывают и радуются удачно созданной картине, или наоборот - переживают из-за неудачного опыта в создании простого сюжета.

Следующие советы помогут вам создавать различные гармоничные натюрморты, практически в любой технике, и избегать досадных ошибок.

Как нарисовать натюрморт правила для начинающих

Естественно, натюрморты бывают самые разные, они несут собой разные цели и исполняют их в самых разных стилях. Мы же сегодня поговорим об основных правилах изображения неодушевленных предметов на холсте или бумаге.

Что бы создать гармоничную картину, нужно знать как минимум основы композиции и колористики.

Что делать новичку, который хочет уже сейчас сотворить что-то прекрасное своими руками? Углубится в чтение книг по живописи и рисунку?

Вам будет достаточно знать несколько важных правил, что бы не допускать ошибки и получить отличный результат.

Расположение предметов

Более красиво, гармонично и интересно, объемно всегда смотрится натюрморт:


  • Хорошо и комбинировать эти два вида расположения: перекрытие и расстояние .

Примеры расположения предметов


Все предметы перекрывают друг друга, или расположены на большом расстоянии один от другого. Векторная иллюстрация. Здесь также все предметы пересекаются, налагаются, или расположены на большом расстоянии.

Скучное и нескучное расположение предметов

Даже прямоугольники можно расположить интересно.
Композиция с прямоугольниками

Когда вы располагаете один предмет за другим, перекрывая его часть, вы тем самым создаете определенную глубину в своей работе. Чем больше форм будет пересекаться — тем более «глубоким и объемным» будет казаться ваш натюрморт.

Пространство

Если вы рисуете просто вазу с цветами, и кажется нечем перекрывать, подумайте!

  • Возможно какой-то листик упал перед вазой, а может цветок, возможно следует застелить салфетку или скатерть, а может рассыпать ягоды по столу.

Для примера работа Александра Сергеева:


Картина натюрморт. Автор А. Сергеев

На переднем плане листики и цветок. Эти, на первый взгляд незначительные элементы, ведут взгляд зрителя от самого переднего края плана, сначала к упавшему цветку, потом к стакану с вазой, создавая пространство, делая работу более интересной.

Коллористика

В создании натюрморта важно просто не переусердствовать с количеством используемых цветов.

Правило 2-3 цветов

Выберите 2-3 основных цвета, можете смело использовать близкие к ним оттенки и не переживайте о том, что с цветом у вас будут проблемы. Я обычно использую 2 основных цвета - и немного самую малость дополнительных красок.

Примеры цветовых решений


Здесь я использовала только желто-оранжевые (теплые) и голубые (холодные) оттенки. Зеленый дополнительный.
«Ботинки» Ван Гога. Здесь также преобладает два цвета.
Здесь явно доминирует зеленый и белый, дополняют работу мазки голубого и розового. Натюрморт с рыбой. Основные красно-коричневые оттенки (теплые), и голубой (холодный).

Правилом 2-3 цветов не всегда можно обойтись. Частые герои натюрмортов — цветы или фрукты бывают самых разных цветов и оттенков. В таких случаях стоит воспользоваться следующим советом: В картине не должно быть всех цветов поровну

Соотношение цветов

Даже в пестрой картинке есть один или два доминирующих цвета.

Например, если у вас в букете, есть цветы красного, синего, белого и желтого цветов, и плюс еще зеленая листва. Какие-то цветы и цвета должны преобладать, остальные быть в меньшинстве.

Вот примеры:


Картина А. Сергеева. В букете преобладают белые и красные цветы. Синий, зеленый, желтый — дополнительные. Натюрморт Винсента Ван Гога. Красные маки доминируют.

Выделяем главное

Имея определенную задумку, рисуя натюрморт с натуры или по представлению (с головы) вы должны:

  • выделить, что в этом сюжете главное, какой предмет доминирует?

Это правило не всегда используют, но от его применения ваша работа только выиграет.

Задайте себе вопрос: на каком предмете вы хотели бы удерживать держать фокус, внимание зрителя?

Главный предмет должен чем-то выделятся: формой, размером, цветом, положением относительно остальных .


Работа А. Сергеева. «Главные» цветки определяются безошибочно.

Еще на стадии наброска, когда вы смотрите на эскиз, вы должны совершенно точно определять - что главное в вашей работе?

  • Если интуитивно получается определить главное — отлично.
  • Если взгляд перебегает с одного на другое , не зная за что зацепиться — значит нужно еще поработать над вашей композицией. Что-то уменьшить или увеличить, повернуть, переставить и т.д. Выберите, что вам больше подходит.

Наверное, у многих сейчас возникнет вопрос: А если я рисую одну вазу с цветами?

Здесь, это правило не нужно применять? Ведь у нас самая важная и главная только наша героиня «ваза с цветами»?

И здесь нужно и вполне возможно это правило применить.

В букете цветов всегда есть главный цветок.

Если это букет из множества цветков, стоит выделить небольшую группу цветов, которые наиболее удачно освещены , или наиболее выразительно смотрят на зрителя, отличаются по цвету , размеру или форме .

А. Сергеев. Взгляд фокусируется на группе белых цветков в центре, они наиболее яркие, освещенные и смотрят прямо на нас.
Монохромный натюрморт с посудой. Здесь, самая важная — самая большая тарелка.

Я уверенна, что на тему натюрморта можно еще очень долго говорить и углубляться. Все же, простые правила, о которых я сегодня вам рассказала, помогут вам легко создавать гармоничные композиции в разных стилях и техниках.

Надеюсь вам было интересно, и эти простые советы будут полезны для вас.

Всем желаю удачи и творческих успехов!

И жду ваших комментариев

Хоть натюрморт и не порадует вас интригой движения, ни масштабностью пейзажа, но подбор натюрмортов или даже поиск подходящих сюжетов хорошо развивает творческое воображение и технические навыки.

Натюрморты отличаются от других жанров художественной фотографии тем, что вы не можете просто навести объектив и нажать кнопку затвора. Ведь сначала нужно подобрать подходящие предметы, красиво их скомпоновать в радующую глаз композицию и правильно осветить, для того чтобы картинка получилась эстетически привлекательной.

Многие фотографы могут посчитать это напрасной тратой времени, тем не менее удовлетворение полученное после так называемой «мертвой натуры» (или с англ. still-life ) вы почувствуете колоссальное, хотя бы из-за того что в этом жанре вам подвластны все задействованные в съёмочном процессы объекты и факторы.

Итак, что можно выбрать в качестве подходящих предметов?

Подбор реквизита является основной проблемой при построении натюрморта. Для начала хорошенько поищите у себя дома, на чердаке или чулане, где вы наверняка обнаружите множество, возможно бесполезных в реальной жизни вещей, но которые как нельзя кстати подойдут для вашего натюрморта.

Слегка укажем примерные ориентиры. Например, чего только стоит обычная ваза наполненная фруктами, или корзина с принесёнными с грядок овощами. Или старые часы-ходики, отрезы узорчатой ткани… Можно подбирать предметы под определённую тему, например «Рождество», «Незабываемые шестидесятые», а можно скомпоновать сюжет из предметов схожих цветом или формой.

Ваша задача состоит в том, чтобы взглянуть на предметы отличным от обыденности взглядом. Если вам это удастся, то вы сможете скомпоновать натюрморт буквально из всего.

При этом старайтесь не увлекаться количеством используемых в композиции предметов. Присутствие каждого из них должно быть обоснованным, иначе некоторые из них нужно исключить из композиции. Главное — не спешите принимать решения.

Например, сначала разместите на столе один-два ключевых предмета, после чего добавьте ещё пару. Затем начните варьировать с их расположением по отношению друг к другу, пока вы не получите приятную для глаз и сбаланированную композицию.

И не переживайте по поводу оставшихся пустот, поскольку с точки зрения общего визуального баланса пространство между прдметами является таким же важным, как и сами предметы. Поэтому не заполняйте «вакантные» места, тем более чем попало. Зачастую, из двух, или даже одного предмета окружённого определённым пространством можно составить прекрасную комозицию.

Постарйтесь чтобы ваш натюрморт получился естественным и живым, и не слишком упорядоченным. Даже если не все предметы уместились в кадр целиком, будучи обрезаны рамками — ничего страшного. Иногда это может быть даже лучшим решением, по сравнению с композицией которая полностью и симметрично уместилась в кадре, поскольку добавит некоторую интригу.

Для съёмки натюрмортов вам понадобится обычный 35-мм SLR и 50-мм объектив — это для начала. Для некоторых снимков вам также может быть полезным короткий телеобъектив на 85 или 100 мм, или макрообъектив для съёмок мелких предметов крупным планом.

Самыми крупными предметами из привлекаемого к съёмке оборудования будут штатив, ну и ещё тросик, который убережёт камеру от сотрясений во время долгих экспозиций. Также, особую роль будут играть отражатели света подающие свет в нужном направлении. Отражатели могут быть разными — из белого картона, всеповоротные из маленьких зеркал или фольги.

В качестве подходящего фона для натюрморта вы подбирёте тот, который больше соответствует общему настроению натюрморта, заданного вами. Если вы решили визуально упростить снимок, используйте кусок бархата или чёрный бархат, которые подчеркнут гладкие или блестящие предметы. Если вы хотите чёткий и чистый фон, возьмите белый.

В качестве более грубого, фактурного фона хорошо подойдёт кусок холстины или старого брезента, на которые при желании, можно нанести абстрактные полосы и пятна разных цветов.

Для съёмки мелких предметов сгодится самый разнообразный фон. Чёрный пластик будет кстати, если необходимы яркие отражения, а блестящий сланец будет хорошо сочетаться с ювелирными отражениями, поскольку его фактура хорошо подчёркивает их гладкость. Кирпичная кладка, старая дверь с потрескавшейся краской, покрытый налётом ржавчины металлический лист — имея творческий подход, всё это может быть успешно использовано при построении натюрмортной композиции.

Для правильного освещения лучшим вариантом будет, конечно, дневной свет, например вливающийся в окно комнаты. Ещё лучше будет, если окна выходят на запад, тогда у вас появится возможность снимать в наилучшее время — в предзакатные часы, когда тёплое боковое освещение создаст отходящие от предметов натюрморта длинные тени. Мягкий рассеяный цвет солнца, сквозь лёгкую дымку облачности создаст некоторый деликатный эффект. Этот свет также можно регулировать с помощью расположения и направления отражателей.

В качестве варианта можно установить на подоконнике прозрачные предметы, например бутылки на фоне вечернего неба, когда на стекле проявляются краски заката.

Если солнца нет, могут подойти и альтернативные источники света, например портативная фотовспышка. Если вы объедините вспышку и камеру синхронизирующим кабелем, тогда её можно исользовать из любого места по отношению к предметам.

Но всё же, ваша цель — добиться мягкого и рассеивающего света, а для этого можно пойти таким путём — установить рассеивающий эран из кальки, или же задействуйте отражатели.

Если говорить о профессиональной съемки натюрмортов, то это еще и очень выгодное дело, так как такие фотографии используются во всевозможных журналах, каталогах и веб-сайтах. В работе с натюрмортами есть много преимуществ, которые часто недооцениваются. Сегодня мы расскажем вам некоторые основные правила о съемке натюрмортов и, возможно, этот жанр заинтересует вас.

Приступаем к работе

Вопреки распространенному мнению, вам не нужна студия или какое-нибудь место, для того что бы начать фотографировать натюрморты. Вы можете начать с простого использования пространства дома, вам на помощь может прийти свет из окна и простой фон.

Фотографируя натюрморт, для создания кадра вам потребуется учесть гораздо меньше деталей, чем при работе с пейзажами или при съемке моделей. Готовясь к съемке, и думая о будущей фотографии, у вас есть гораздо больше возможностей регулировать положение предметов.

Выбор объекта

Что вы фотографируете, полностью зависит от вас. Если оглянуться вокруг, можно найти множество интересных и увлекательных вещей, которые достойны кадра. Не следуйте стереотипам и не снимайте исключительно цветы и фрукты, возможных объектов съемки гораздо больше. Нестандартность мышления, приветствуется даже в самом стандартном жанре.

Обращайте внимание на вещи вокруг себя, старайтесь найти образы и сюжеты для натюрморта в обычных бытовых вещах. Смотри на тот, или иной потенциальный объект съемки под разными углами и с разных сторон. Фотографируя, старайтесь избегать отражающих поверхностей, таких как стекло и металл, такие поверхности могут искажать свет и портить кадр.

Освещение

Освещение для съемки натюрморта не обязательно должно быть дорогим. Если вы не можете себе позволить приобретение студийного осветительного оборудования, то сможете обойтись и подручными приборами. Помните, у вас есть полный контроль над съемкой, так что если вы хотите, найти помещение, в котором можете полностью избавиться от естественного света с помощью жалюзи или штор, вы сможете создавать оригинальные кадры с самостоятельно установленным искусственным светом. Если такой возможности у вас нет, создайте привлекательные фотографии с помощью натурального света.

Использовать стандартные лампы можно очень продуктивно, если знать как с ними работать. Обязательно попробуйте подсветить объект с разных сторон, вариант с прямым освещением не всегда удачен, а иногда, просто скучен. Если у вас есть яркий и красивый источник света из окна попробуйте фотографировать и с ними. Иногда приходится использовать отражатель, особенно при съемке с естественным светом. Если у вас нет отражателя, вы так же можете создать его своими силами, например, из фольги и картона.

Штатив и углы съемки

В зависимости от освещения, вам может понадобиться использовать штатив. Использование штатива плодотворно влияет на съемку натюрмортов, с их помощью вы можете наблюдать за сюжетом. Так же, он поможет вам использовать длинные выдержки, и при этом создавать красивые кадры.

Постарайтесь сделать так, что бы штатив ни ограничивал вас. Меняйте углы и точку зрения, не ленитесь лишний раз переставить, или перенастроить камеру и по-новому устанавливать её на штатив. Иначе, вы получите целую серию однотипных, даже скучных, кадров с небольшими изменениями сюжета.

Определяемся с выбором фона

Наличие красивого и удачного фона – это уже половина успеха натюрморта. Лучше всего, когда фон при съемке будет простым, красивым, таким, чтобы не отвлекал от предметов натюрморта. В качестве фона неплохо подойдут однотонно окрашенные стены или большой лист белой или цветной бумаги с простым узором, или вообще без него.

Подумайте о том, как фон контрастирует с предметом. Если вы не хотите снимать на фоне простого фона, то подумайте какой бы оттенок хорошо и гармонично смотрелся с вашим кадром и смог бы дополнить образ натюрморта. Для небольших объектов, вам не понадобится фон, как таковой, но вместо этого потребуется поверхность для размещения предметов. Тут, в качестве фона, хорошо будет смотреться черный бархат, или просто сплошная черная поверхность, которая хорошо поглощает свет.

Композиция натюрморта

Композиционный элемент вашей фотографии это важнейший компонент удачного снимка. Создавая композицию фотографии, учтите правило третей , подумайте, как их можно применить в вашем кадре, чтоб создать сильную композицию.

Что бы создать интересную и запоминающуюся фотографию очень важно мыслить нестандартно. Куда падает взгляд при просмотре кадра? Как вы используете пустое пространство в кадре? Как преподнести предмет зрителю, что бы он смотрелся максимально привлекательно и выигрышно? Ответив на эти вопросы, вы сможете создать хорошую композицию и удачно сфотографировать натюрморт.

Атмосфера и настроение

Как бы смешно это сейчас не звучало, но поверьте, на качество создаваемых фотографий влияет атмосфера и ваше настроение. Причем это правило работает не только при съемке натюрмортов. Когда вы расслаблены, сосредоточены и получаете удовольствие от процесса съемки, можете быть практически уверенны в успешности своих попыток. Фотографируя натюрморт, важно никуда не спешить.

В отличие от уличной и репортажной съемки, где состав кадра все время меняется и нужно вовремя успеть сделать кадр, натюрморт статичен. На создание одной фотографии натюрморта у вас может уйти столько времени, сколько вы пожелаете. Именно поэтому, следует уделять внимание мелочам и готовится к кадру столько, сколько потребуется. Установите освещение, объекты съемки и присмотритесь, что получается, если нужно, внесите коррективы и приступайте к фотосъемке.

При съемке натюрмортов, у вас не будет никаких оправданий нечетких и смазанных кадров. У вас есть неограниченное количество времени для того, что бы сфокусироваться. Для предметной фотосъемки вам отлично подойдет макро объектив, если такого вида оптики у вас нет, то можете просто попробовать снимать в макро режиме. В данном случае это может быть самый оптимальный вариант.

Вдохновение в классике

Создавая собственные натюрморты, думая об освещении, композиции и идеи, не забудьте обратиться за помощью и вдохновением к классикам жанра. Живописные натюрморты создаются уже на протяжении сотен лет. Возможно, вы найдете ответы на многие из своих вопросов в картинах художников Возрождения или современных фотографов.

Изучение картин поможет вам думать о форме, оттенках и цветах. Изучение различных решений приведет к созданию собственных неповторимых образов в фотографиях.

Пришло время фотографировать!

Найдите подходящий день, когда вы точно знаете, что не будете отвлекаться и торопиться. Объедините все, полученные ранее, советы и приступайте к работе.

Фоторамки, торшеры, необычная посуда. Особого подхода требует к себе выбор картины. Она активно притягивает к себе внимание, придает особую атмосферу любому помещению и влияет на его обитателей. Картина способна выразить не только индивидуальность и стиль жизни людей, но и способствовать их самовыражению. Невольно вспоминается портрет Дориана Грея - все-таки в мистике есть капля истины. К счастью, с натюрмортом все намного проще, но тем не менее.

Картина не просто дополнение интерьера, она должна быть гармонично вписанной в него. Среди великого множества жанров и стилей, особое место принадлежит натюрморту . Широкое позволит выбрать то, что наиболее подходит в каждом конкретном случае.

Богатый мир натюрморта и в наше время продолжает потрясать своей красотой не только ценителей живописи, но и дизайнеров, являясь популярным элементом украшения внутреннего убранства помещения. Как и или , для постановки натюрморта также существует теоретическая база. Именно правила составления натюрморта и делают его таким же значимым, как полотна художников или удивительные . Не хаотичность – а подчинение определенным нормам и принципам позволяет достичь гармонии в общей зрелищной картине.

Известно, что натюрморт раскрывает самобытность, тайну и красоту мира вещей. Однако же, это и мир человека с его мыслями, чувствами и отношением к жизни. Создавая композиции, мы не просто подбираем первые попавшиеся под руку предметы, а символично говорим на языке предметов или растений. Так, пучок какой-то зелени поведает о полноте жизни, а морская раковина символизирует изощренное природное мастерство. Скромный цветок – целая Вселенная, а обычная посуда передаст радость повседневных забот. Натюрморт позволяет взглянуть на обыденные привычные вещи, под микроскопом, под иным углом, и заставляет вглядываться в них. Вот поэтому при всей кажущейся скромности мотивов натюрморта, он считается глубоким по своему содержанию жанром, чего нельзя сказать о многих других жанрах искусства .


Правила составления натюрморта

Итак. Натюрморт изначально не существует: его придумывают, составляют и компонуют из предметов. Натюрморт можно считать самостоятельным произведением в том случае, когда в общее явление объединяются сюжет, композиция и цветовая палитра. По характеру натюрморта определяется величина, цвет, форма и размер предметов, а также композиционный центр и цветовое решение.

Особенная роль в натюрмортах отведена контрастам. Выделяя отдельные участки, их делают более заметными. Композиционная постановка, построенная на едва уловимых колебаниях света и тени, то есть на нюансах, может показаться однообразной, рутинной и лишенной четкости. Так создается оптимальное зрительное восприятие. Благодаря этому глаз выделяет главные предметы и сосредоточивает на них внимание.

Излишнее нагромождение и наполнение может усложнить для восприятия создаваемую композицию. Поэтому не следует располагать предметы как попало и в большом количестве. Также желательно избегать чередования темных и светлых пятен, поскольку это может внести пестроту и, как следствие, дисгармонию в общее цветовое решение. Надо проследить, чтобы переходы от одного предмета к другому были плавными, гармонично организованными. Все разнообразные цвета подчиняются общему колориту. А тот, в свою очередь, может быть теплым или холодным. Обратим внимание на то, что на полотне это реально изобразить талантливому художнику, а чтобы писать с натуры, сначала нужно эту натуру создать своими руками. Следовательно и все тонкости постановки натюрморта изначально нужно воспроизвести в реальности.

Весь цветовой ансамбль называется колоритом. Именно от колорита зависит очень многое. Чтобы произведение было достойно обсуждения , нужно соблюсти принцип: чем проще и спокойнее - тем лучше. Величественное впечатление достигается двумя путями. Первый – свести все цвета до одной общей цветовой гаммы. Другой – использовать краски ярко и интенсивно. Хотя плавный переход от одного тона к другому также ведет к успеху. Различают розовый, голубой, золотистый и другие колориты. Колорит может быть выражен не только схожими цветами, но и контрастными. Тут может быть применимо понятие бедного или богатого колорита. Выбор цветовой палитры остается за автором.

Большое значение при составлении натюрморта имеет центр композиции. Это предмет, несущий основную смысловую нагрузку всего комплекса, а остальное - то, что его окружает - второстепенно и подчиняется главному. Обычно основу располагают посередине, но для придания композиции динамичности, сдвигают в какую – либо сторону. Так убирается симметрия и предсказуемость. Завершенности композиционного решения служат различные способы драпировки. Это могут быть струящиеся или фактурные ткани, или мягкие складки однотонных тканей. Драпировку можно расположить по диагонали, что даст возможность направить взгляд в глубину. Главное, чтобы обрамление не отвлекало внимание от остальных предметов, в частности от главного. Самое правильное - уделить натюрморту достаточно времени и попробовать разные компоновки. Среди всего этого путем практики ваш взгляд найдет именно то пропорциональное соотношение и по содержанию, и по заполнению пространства.

также играет немаловажную роль. Оно может быть боковым или прямым, направленным или рассеянным. Важно учитывать, что при освещении сбоку или спереди, у предмета появляется светотень. При переднем освещении тени еле заметны, а при заднем – у предмета силуэтное очертание. Право на выбор натурального или искусственного освещения остается за создателем натюрморта.

Предметы, часто используемые в композициях можно разделить условно на две группы: предметы, рожденные природой и вещи, произведенные рукой человека. Природные объекты недолговечны и могут быстро испортиться или завянуть. Натюрморт позволяет запечатлеть красоту, задержать бег времени. Это придает ему ту самую философичность, и это очень привлекает внимание.

Предметы, сделанные человеком относительно долговечны и стабильны. Они характеризуют деятельность человека и наполняют натюрморт социальным содержанием. При всем разнообразии предметов их можно объединять, равномерно сочетая, поскольку все они являются частью интерьера. Натюрморт может обогатиться присутствием статуэток, натуральных или искусственных украшений.


Как сделать натюрморт

Раскрывая тему натюрморта, можно учитывать символику предметов и растений. В зависимости от этого натюрморт приобретает лирический, торжественный или интимный характер.

При объединении предметов в натюрморте обычно пользуются некоторыми принципами. Например, мы хотим получить жанровую картину при отсутствии главного героя, хотя он подразумевается. Используем принцип повествовательный, имеющий какой-то сюжет. Если же предметы подобраны по содержанию (дары моря, фрукты, цветы и прочее) и несут некую декоративную или познавательную нагрузку, то в этом случае принцип объектный.

Формально – живописный признак представляет широкие возможности для экспериментов и поиска решений эстетических задач и не имеет бытового назначения. В этом случае предметы подбираются по колориту, форме, фактуре. Напротив, концептуальный принцип, то есть руководствующийся каким–то замыслом, идеей, нацеливает нас на выбор предметов, имеющих внешние отношения между собой. В таких натюрмортах главенствующее значение имеет профессиональные или бытовые назначения вещей, а их исключительное символическое значение. В качестве таких предметов могут выступать увядающие цветы, погасшая свеча, часы, черепа. Все это немое выражение скоротечности жизни на Земле.

Следует отметить, что четкого разграничения между всеми вышеперечисленными принципами построения натюрморта быть не может. Все они могут сочетаться в различных интерпретациях. Поскольку предметы в натюрморте лишены связи с реальной жизнью, то эта связь заменяется пространственными и эстетическими связями различного характера. И об этом просто необходимо помнить.

Богатый мир вещей расширяет содержательность натюрмортов и их возможности. Они приобретают метафорический, символический и иносказательный смысл. Представляют большой интерес ассоциации, возникающие при сочетании предметов. Используя старую традиционную символику и творческий подход в натюрморте, можно выразить идеи социальные, художественные, нравственные и глубоко эстетические.

Если вы решили создать композицию из предметов, находящихся всегда под рукой, то нужно запомнить самые простые правила натюрморта : предметы большего размера располагаются на заднем плане, чтобы не закрывать более мелкие. В качестве фоновой драпировки подойдет обычный лоскут ткани. Яркая боковая подсветка придаст всем объектам дополнительный объем.

Если вы больше благоволите не к живописи, а , то для построения натюрморта нужно выбирать предметы, которые послужат вашему интерьеру достаточно долго, не изменяя свой внешний вид и эстетическое восприятие. Сейчас существует множество искусственных или бутафорских вариантов не только цветов, но и фруктов и других элементов, подходящих для натюрморта. И, естественно, в общем, они должны вашего помещения, чтобы не нарушить целостности всей картины. уверен, что обязательно обеспечит вам восхищенные взгляды гостей.

Каждому художнику немаловажно знать и подмечать закономерности гармонии как в действительности, так и в произведениях искусства. Одно из условий удачной работы - привлекательность натуры . Эмоциональная сторона играет важнейшую роль в учебе, вызывает творческое отношение к процессу рисования. Скучное задание быстро утомляет, появляется желание поскорее и как попало завершить работу. Не торопитесь писать наспех поставленный натюрморт. Работая над хорошим натюрмортом, вы получите чувство удовольствия, эмоционального подъема, внимание долгое время будет целиком захвачено изобразительным процессом, и наконец, вы переживете глубокое удовлетворение, если удастся передать свои ощущения от натуры.

Ставя натюрморт, мы можем менять и перемещать предметы, драпировки, освещение до тех пор, пока композиция, цветовое, световое и тональное решения не удовлетворят полностью. Работая с предметами и драпировками, вы учитесь композиции. И если будете при этом наблюдательны и внимательны, то сможете многому научиться. Творческий процесс начинается не с первых штрихов карандаша или мазков краски, а с задумывался и постановки натюрморта. Специфика учебного натюрморта в том, что он призван поэтапно решать изобразительные задачи от простого к сложному. По мере их нарастания усложняются и натюрморты. Но принцип задания облегчить учащемуся передачу объемно-пространственных, цветовых, тональных и композиционных качеств натуры-остается.

Есть общие правила постановки натюрморта. Предметы в нем должны иметь смысловую связь. Композиционный центр всегда хорошо выражен (обычно он находится на втором плане). Часто учебная постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме (этот способ композиции был известен художникам с древнейших времен, им пользовались многие мастера), чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали, причем натюрморт смотрится лучше по возрастающей слева направо - как мы привыкли читать. Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы скомпонуются в натюрморте, если войдут в этот овал. При постановке натюрморта ищите гармонию и уравновешенность масс, внутреннюю связь предметов, драпировок и цвета. При этом надо иметь в виду не только сами вещи, но и промежутки между ними и часть окружающего пространства.

Готовых рецептов и формул учебных заданий нет и быть не может. Это целиком зависит от творческой способности живописца, от его чутья и умения гармонично распределить детали, задумать общую колористическую гамму в зависимости от задачи.

На начальном этапе выбираем простые по форме, разнообразные по цвету, материалу, соразмерные друг другу предметы. Что значит соразмерные? Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие-то промежуточные по величине объекты, которые связывают и уравновешивают эти массы. Натюрморты из двух-трех предметов быта ставятся относительно легко. Основную трудность представляет построение пространства», которое не должно быть глубоким (обычно трехплановое), ведь в этом случае значительно сложнее передать форму натуры. Созданию впечатления глубины и объема в живописи можно помочь еще на этапе задумывания постановки. Ближе воспринимаются предметы, теплые по цвету, яркие, контрастные, детально проработанные. Холодные, нейтральные и обобщенно прописанные воспринимаются относительно первого плана как уходящие в глубину.

Начинающему живописцу приходится решать целый комплекс изобразительных задач. Он еще не в состоянии уловить тональные нюансы, у него не развито и цельное видение, поэтому особенно важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организован.

Первый план требует детальной проработки. Ставим сюда предметы яркие, контрастные, мелкие. Например, ветку рябины, винограда, сливы, грибы на однотонную драпировку без складок или с простыми складками. На втором плане композиционный центр натюрморта - это обычно самый крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины. Лучше если они будут однотонные (локально окрашенные). Предметы эти пишутся широко, более обобщенно, чем первый план. И наконец, фон.

В учебной постановке фон не должен быть активнее предметов. В первых натюрмортах лучше применять нейтральные тона: сероватые, серовато-зеленые, серо-голубые. Они обладают способностью согласовываться с более активными тонами, частично примешиваясь к ярким, и даже безболезненно соединять диссонансы, как черное или темно-серое свинцовое обрамление - рисунок - связывает цветовые контрасты в витраже. Эти свойства нейтральных окрасок широко используются в декоративно-прикладном искусстве. Применение в натюрморте таких драпировок облегчает поиск гармоничной гаммы. Особенность нейтрального фона состоит в том, что на него сильно действуют оттенки предметов натюрморта, и если его написать одним локальным цветом, например серым, то фон будет казаться чужим рядом с предметами.

Мир вещей велик и многообразен, тему натюрморта иногда может подсказать какой-либо заинтересовавший вас предмет. Он и станет главным, понесет нагрузку основного цветового пятна, все остальные детали подчинятся ему. Гармония различных оттенков, созвучных основному цвету, определяет колорит натюрморта. Колористическая гамма может быть заданной и учитываться при подготовке задания. Выражение «яркая живопись» начинающими рисовать понимается в буквальном смысле. Часто самостоятельно поставленные натюрморты представляют собой собранные воедино, броско раскрашенные вещи, какие только есть в доме. Натюрморт может быть ярким, но должен быть гармоничным, важно развивать чувство меры и хороший вкус.

Велика роль драпировок, служащих не только условным фоном, но и помогающих увязать предметы пластически. Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображенное пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции. На начальном этапе обучения для фона и горизонтальной плоскости берите разные по цвету и тону драпировки, сочетая их таким образом, чтобы они помогли «построить пространство» в натюрморте.

Освещение также важный момент в живописи , идеальным является дневное, но у него есть минус - оно не постоянно. Для учебы все-таки приходится признать лучшим электрическое. Для каждой постановки надо искать наиболее выразительное освещение, чем четче разграничение светотени на поверхности предметов, тем лучше читается форма. Хорошие эффекты дает верхнее и боковое освещение. Свет со стороны зрителя «съедает» объем предметов, а окраска теряет определенность. Светом также моделируется пространство в натюрморте. И наконец, помните, что свет в живописи - это цвет.

Количество горизонтальной плоскости тоже очень важно. Если вы сядете далеко от натюрморта, горизонтальная плоскость сократится, предметы будут казаться стоящими на одной линии, что затруднит передачу пространства и объема. Из этих же соображений не следует ставить натуру на высокую подставку. Расстояние от рисующего до натюрморта должно быть равно примерно 2 - 3 величинам постановки. Когда опыта у вас будет побольше, можно рисовать натюрморты с высоким и низким горизонтом и даже висящие натюрморты.

Удачно пишутся предметы с гладкой поверхностью, хорошо принимающей рефлексы окружающей среды, но избегайте слишком бликующей керамики, живопись такой поверхности требует опыта и цельного видения формы. Трудны в изображении вещи из пластмассы и матовые неглазурованные, их сложно вписать в среду натюрморта изза слабо видимых рефлексов.

Задание будет неудачным, если поставить высокий предмет и низкий плоский, например, блюдо. Кусок фона, заключенный между ними, начинающий художник не напишет так, чтобы он органично вошел в натюрморт. Живопись фона составляет существенную трудность. Так, неплохо сделанный фон может «вытянуть» дурно написанный предмет. И наоборот, ошибочно решенный губит всю работу. Трудно писать светлое, прозрачное стекло. Чтобы облегчить себе задачу, можно сосуд наполнить подкрашенной водой.

Хороши в натюрморте свежие овощи и фрукты, ветки и листья , но они не могут стоять долго, поэтому пишутся быстро, в два-три сеанса. Тыквы и кабачки, если они не поранены, могут служить натурой всю зиму. Хорошо сохраняются гранаты, кукуруза, подсолнухи. Муляжи овощей, фруктов и грибов для постановок полезно сделать самим из пенопласта, глины, пластилина и раскрасить их.

Не ищите для учебных заданий каких-то особенных предметов. Простая посуда домашнего обихода сослужит прекрасную службу, постарайтесь увидеть красоту обыкновенных вещей, которые окружают нас каждый день.

Загрузка...
Top